Небесные города Кхмерской империи в Камбодже и Лаосе

Города кхмерской империиКамбоджа, одна из самых бедных стран в мире, известна своими архитектурными чудесами. Тысячи туристов ежегодно приезжают в жаркую страну Юго-Восточной Азии, чтобы полюбоваться знаменитым храмом Ангкор Ват – настоящим небесным городом Кхмерской империи. Однако это не единственный памятник архитектуры, существующий в Камбодже. И красота его прежде всего состоит в том, что нам, современным людям, непонятны технологии строительства.

Небесный город Ангкор Ват и его история

Ангкор Ват, находящийся всего в нескольких километрах от отелей в Сием Рип, являет собой образец городской архитектуры. Но таких городов было построено огромное множество по всей территории, которая некогда принадлежала Кхмерской империи. Сейчас кхмерские города и храмы можно встретить не только в Королевстве Камбоджа, но и Таиланде, Лаосе и Вьетнаме.  А возможно, и в Китае. Ведь именно туда ушел строитель Ангкор Вата, архитектор Пра Писнокар (Preah Pisnokar), когда был оскорблен правителем Пра Кетумелией.

Вид на Ангкор Ват сверху

Вид на Ангкор Ват сверху

Официальная история настаивает на том, что практически все сооружения, входящие в комплекс Ангкор Ват и Ангкор Том были построены с XI по XIII век разными кхмерскими королями. А конкретно Ангкор Ват был возведен при жизни короля Сорьявармана II. А вот местные легенды и сказки называют имя Пра Писнокара и ему одному приписывают строительство великих городов. Даже сейчас при начале строительства своих домиков, кхмеры вспоминают небесного архитектора и возносят ему молитвы.

Величавая лестница в небо, храм Пре Руп, Камбоджа

Величавая лестница в небо, храм Та Кео, Камбоджа

Сказка эта вполне проста и даже типична. Она рассказывает о великом короле, жившем в Камбодже. Он справедливо правил страной, однако у него не было сына,  а значит наследника, и это очень печалило короля. Когда же он попросил, уже будучи в преклонном возрасте, о последней милости у богов, те сжалились над ним. И бог Индра послал ему собственного сына, чтобы тот воплотился в принца Камбоджи и правил там. Так родился Пра Кетумелия.

В тот же день, когда благодать сошла на королеву в виде кольца света и окутало ее, на землю прилетели небесные танцовщицы, апсары. Они резвились в одном из красивых прудов недалеко от дома садовника из Китая по имени Та Сенг. Одна из апсар так восхитилась его маленьким, но прекрасным садиком, что не удержалась и сорвала шесть цветков, и с ними вернулась на небеса.

Однако даже по небесным законам кража карается. И Типсода Чан вынуждена была вернуться обратно в Камбоджу в земном обличии и служить Те Сенгу шесть лет. Те Сенг был добрым и честным человеком, и апсара полюбила его. У них родился сын, Пра Писнокар. И с самого детства он показывал свой необычайный талант – он строил маленькие города из песка, из камней и из всего, что видел.

Может, одна из этих небесных танцовщиц, мать Писнокара, Типсода Чан? Оформление храма Байон в Камбодже

Может, одна из этих небесных танцовщиц, мать Писнокара, Типсода Чан? Оформление храма Байон в Камбодже

Когда срок подошел, Типсода Чан открылась мужу и сообщила, что ей нужно возвращаться к себе на небеса, она также попросила его разрешения взять с собой сына. Та Сенг не посмел разлучить мать с сыном и дал согласие. Но это разбило его сердце, и он решил вернуться в Китай.

А Типсода Чан, взяв Писнокара с собой, показала ему небесные города. Однако постоянно находиться на небесах Писнокару было нельзя, ведь он был наполовину человек. Но Индра разрешил ему получить все знания, доступные небесным жителям наравне со своим сыном Пра Кетумилией.

Двое юношей изменили облик Камбоджи навсегда. В тот день, когда Пра Кетумилия взошел на трон, он попросил Пра Писнокара построить город на земле, такой же, какие они видели на своей родине. И Пра Писнокар построил Ангкор Ват. Работал он, говорят, всего лишь один день. Потом король попросил его строить еще и еще.

Через несколько лет Писнокар решил одарить нового короля совершенным оружием и попросил у него двести килограмм железа. И все они ушли на то, чтобы выковать небольшой меч. Когда Пра Кетумилия увидел его, он разозлился! А разочарованный Писнокар решил уйти в Китай, где жил его отец.

Конечно, позже Кетумилия выяснил, что меч таит в себе огромную силу и им можно разрезать камни, словно они были желе. А Пра Писнокара, небесного архитектора, никто в Камбодже больше не видел. Кто знает, быть может, это он построил пирамиды в Китае недалеко от города Сиань?

Как бы то ни было, а Ангкор Ват стоит по сей день и все еще поражает воображение всех посетителей. А в восторг прийти есть от чего. Кхмерская легенда довольно удачно подобрала образ: когда ознакомишься с планом Ангкор Вата, город действительно кажется небесным.

Каменные лестницы поднимаются к небу, и все кажется, что именно в таких стенах могли происходить события, описанные в Рамаяне. Сцены из эпоса также представлены в оформлении города. Отлитые из камня, они задают вопросы: как можно было так искусно вырезать целое панно в XII веке с помощью примитивных инструментов?

Отлитая в камне Рамаяна

Отлитая в камне Рамаяна

Храмы империи кхмеров и загадки Шри-Ланки

Вокруг Ангкор Ват есть множество других храмов. Бантей Срей, город женщин, поражает с другой стороны. Не размерами и идеальным планом, а миниатюрностью и красивейшими панно с изысканной резьбой. Она удивительна, и по-прежнему задает загадку: как такую работу можно было выполнить без современных инструментов?

Подобная резьба встречается также в лаосском храме Ват Пху (провинция Тямпасак). Этот храм отличается тем, что его начали перестраивать довольно давно. Многие элементы, используемые в качестве украшения и оригинально расположенные в верхней части дверей, обрели новую функцию.

Крепкий камень стал служить в качестве элемента лестницы. Те, кто перестраивал полуразрушенный храм, уже не знал, как он выглядел изначально. Технологии были утрачены к моменту расцвета Кхмерской империи, вот о чем свидетельствует Ват Пху.

Пример изысканной резьбы в Ват пу, лаос. Такая же встречается в оформлении храма Бантей Срей в Камбодже

Пример изысканной резьбы в Ват Пу, Лаос. Такая же встречается в оформлении храма Бантей Срей в Камбодже

Пример нецелесообразного использования деталей в Ват Пу, Лаос.

Пример нецелесообразного использования деталей в Ват Пу, Лаос.

И совершенно разительным образом отличаются так называемые храмы группы Ролуос. Внешне они напоминают красивые башенки, которыми знамениты все кхмерские храмы, однако они построены из розового кирпича, совершенно небольшого.

Подобная техника встречается в Таиланде (Аюттая, Сукхотай, Си Сатчаналай и другие исторические города). И глядя на эти красивые, но совершенно не поражающие воображения храмы можно отметить: эти сооружения могли быть построены в XII веке.

Кхмеры, как и их тайские соседи, могли прийти на эту территорию, увидеть красоту и попытаться повторить. Вышло, как вышло. Красиво. Но вопросы о строительстве не возникают. Ни одного. Все предельно ясно.

Единственные элементы, роднящие эти храмы с Ангкор Ват (кроме похожего внешнего вида), это плиты с резьбой, вокруг которых и клались розовые кирпичи. По всей видимости, различные элементы от разрушенных храмов были найдены в округе и получили новую жизнь.

Элемент по которому можно судить о древности сооружения, это фундамент. В Шри-Ланке также встречается подобная картина – на фундаменте из песчаника построены дагобы из кирпича.

На древнем основании построен храм из мелкого кирпича. Картина, характерная для Шри_ланки

На древнем основании построен храм Преа Ко из мелкого кирпича. Картина, характерная для Шри-Ланки

Пример древней архитектуры в обрамлении более позднего строительства

Пример древней архитектуры в обрамлении более позднего строительства в храме Ло Лей

И именно сравнение делает очевидной пропасть, которая лежит даже между таинственно разрушенной Бенг Мелиа и любым из храмов Ангкора группы Ролуос.

Несмотря на то, что в возведении кхмерских храмов не были использованы мегалиты, как при строительстве других подобных сооружений, как, к примеру, в Великой Лаосской стене или Храма Соломона в Иерусалиме, глаз безошибочно определяет те же схемы и технологии, которые использовались при строительстве всех мегалитичных построек по всему миру.

Изучение наследия кхмеров и их легенд вновь приводит к мысли о том, что большая часть храмов значительно древнее, чем принято считать официальной наукой, либо же нам необходимо переписать хронологию. Но в любом случае пока также не найден ответ на вопрос: какая технология позволила Пра Писнокару и его людям строить небесные дворцы на земле.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.