Начнем мы с пре-ангкорского периода, затем поговорим о зарождении Кхмерской империи в IX веке и о том, как она крепла в X веке, а также узнаем, какие храмы были построены в это время. После этого мы перейдем к периоду расцвета империи кхмеров в XII веке и подробно его разберем. Но главное, о чем вам предстоит узнать, это как строился главный шедевра кхмерской архитектуры – храмовый комплекс Ангкор Ват. И завершится наше повествование историей о начале конца этого удивительного государства, которое однажды было грозой всей Юго-Восточной Азии.
Содержание
Что такое Ангкор?
Ангкор (Angkor) – это область на северо-западе Камбоджи, на территории которой в период с IX по XV находилось могущественное государство древних кхмеров. Оно отличалось развитой культурой и оставило после себя множество архитектурных памятников, вписав в историю Камбоджи золотые страницы.
За время существования государства Ангкора были построены величественные кхмерские храмовые комплексы, главным из которых является храм Ангкор Ват. Но указанные временные рамки нельзя считать точными, ведь до Ангкора существовал так называемый пре-ангкорский период, а после разгрома от тайцев кхмеры ушли на юго-восток и основали город Пномпень, теперешнюю столицу Камбоджи.
Памятники кхмерского зодчества находятся вокруг современного города Сием Рип. Также их можно встретить и на тех территориях, которые кхмеры подчинили себе в результате многочисленных войн. Более того, ангкорские храмы сейчас найдены в Таиланде и Лаосе. И все это – тоже Ангкор.
Однако большая часть храмов-городов, храмов-монастырей и, конечно же, самый знаменитый храм Ангкор Ват, расположены в сердце Кхмерской империи. Чтобы увидеть их, нужно на несколько дней прилететь или приехать в город Сием Рип, и совершать из него экскурсии по окрестностям. Также туда можно приехать на автобусе из Таиланда, Вьетнама и Лаоса.
История Камбоджи — Пре-ангкорский период
В длинной истории Камбоджи можно выделить несколько периодов. Важно понимать, что до Ангкора, историю которого можно начинать с начала IX века, на территории современной Камбоджи существовало несколько независимых государств. Их названия пришли из китайского языка и известны от китайских хронистов и путешественников. Это Фунань (I –VI века) и Ченла (VI – IX века). Поговорим о них подробнее.
Империя Фунань
Фунань было первым государством в Юго-Восточной Азии в нашей эре. В период расцвета оно занимало территорию Камбоджи, Южного Вьетнама, южной части Тайланда вокруг берегов Сиамского залива и Южную Бирму. Фунаньцы торговали даже с Римом (найдены римские и греческие монеты и изделия).
Сейчас в Камбодже можно до сих пор посмотреть на архитектурные красоты, оставшиеся после распада империи Фунань. Однако они не так популярны, как храмы Ангкора и не так легко доступны. Некоторые из них расположены недалеко от Пномпеня, например Ангкор Борей и Пном Да.
Название Фунань – это скорее всего искаженное китайцами кхмерское слово Пном, означающее гору или холм. Хотя сами жители древней империи так себя не называли. Однако столица их находилась как раз на холме Бапном. Но этот факт, как и то, что жителей Фунаня называли «людьми горы», отсылает нас к истокам верований пре-ангкорских людей. Гора была центром мира, как гора Меру в индуизме.
Княжества Ченла
После смерти короля Рудравармана государство Фунань распалось, а группа его вассалов отправилась к озеру Тонлесап и основало там новый город. Затем они поднялись по реке Меконг до места, где сейчас в Лаосе находится древний кхмерский храм Ват Пху. И новый период истории Камбоджи начался с соединения остатков империи Фунань и государства чамов (Чампасак). Именно эти люди объединили враждующие княжества Чампа в Южном Вьетнаме и присоединили к вновь возрождающейся империи.
И так появилась Ченла. Ее территория была уже значительно меньше – современная Камбоджа, Южный Лаос, часть южного Таиланда и часть Южного Вьетнама.
И если Фунань была морской державой, абсолютно космополитной и открытой влиянию, населенной мон-кхмерами и австронезийцами, то кхмеры Ченлы в поисках лучшей жизни и плодородной земли стали завоевателями. Однако им всем требовалась централизованная власть. Первой столицей Ченлы была Шрестапутра в Южном Лаосе (Ват Пху). Государство не было единым, и кроме завоеваний, кхмеры для расширения своей территории активно пользовались таким выгодным средством как династические браки.
Позже столица переместилась в Самбор Прей Кук, и город этот назывался Исанапура. Его руины находятся недалеко от города Кампонг Тхом. Это храмы VII века, кирпичные прасаты, немного заросшие джунглями в стиле Та Прома или Та Сома. Форма прасатов — восьмиугольная, довольно большая редкость в кхмерской архитектуре, и тем уникальны эти руины.
Самая первая надпись на кхмерском языке найдена в Ангкор Борее, доставшемся в наследство от Фунаня. Она датируется 612 годом. В это же время начал свое распространение буддизм. Интересно, связано ли распространение буддизма с найденной надписи?
Тем временем сильные короли сменяли слабых, государство то распадалось на княжества, то собиралось вновь, династические браки объединяли. На трон восходили узурпаторы, чьи имена сначала вносились, а потом вычеркивались из списка династий. Древняя лунная (хтоническая) династия вдруг получила соперницу в лице солнечной. Существует предположение, что это была уловка брахманов, которые пытались привести к власти своих ставленников и объявляли их великими людьми с уважаемой родословной.
У Ченлы появились враги – тайцы. Они начинали движение из китайской провинции Юннань, своей прародины. Их целью было заселение новых территорий, что они со временем и сделали, заняв центральные равнины вокруг реки Чао Прайя. Кроме тайцев, на Ченла регулярно совершали набеги малайцы. На Суматре и на Яве возникли новые и сильные империи. Молодой король Ченлы чем-то оскорбил короля Явы, и тот прибыл с карательной экспедицией. Так Ченла потеряла независимость.
К концу VIII века Ченла впала в зависимость от Явы, но ненадолго. Именно с провозглашения независимости от Явы при Джавайармане II и начинается Ангкорский период истории Камбоджи. Король объявил столицей Харихаралаю (ныне это храмы группы Ролуос), основал еще три столицы и объединил кхмерские княжества. Именно с него мы и начнем наше путешествие в историю.
Прасат в ангкорской архитектуре Камбоджи
Отличительной чертой пре-ангкорского периода является особое поклонение лингамам, как символу Шивы, индуистскому богу. Буддизм тоже имел распространение среди народа Ченлы, однако, по рассказу китайского путешественника Йи Джинга, после «проклятого короля» буддизм перестал быть популярным.
Прасат – это один из основных архитектурных принципов строительства Ангкора, полученное в наследство от Ченлы. А вообще эта традиция пришла из Индии. Прасат символизирует гору Меру. Некоторые прасаты строились на каменной платформе, и такая постройка предназначалась для почитания предков. А если они располагались на естественном холме, то это был дом для лингама, а адресатом являлся Шива — небесный покровитель.
Прасаты не случайно так органично влились на эту землю. Еще во времена империи Фунань люди ставили менгиры у могил предков, надеясь, что именно через камень к ним перейдет слава и доблесть умерших. Таким образом вера в хтонические силы и культ камней соединилась с индуизмом в Камбодже. Камни были посредником между небом и землей, ту же функцию позднее выполняли и прасаты. Строили ли фунаньцы прасаты? Однозначный ответ дать трудно, ведь их постройки не сохранились, а строения на их земле датируются уже более поздним кхмерским периодом в истории Камбоджи.
А дальше, поклонение камню, как символу связи между мирами, слилось с поклонением Шиве, который разрушает мир, чтобы построить заново и упорядочить его. В центре этой системы уже поставлен король, как представитель Шивы. Он был обязан, подобно богу, упорядочивать социальное общество, свой человеческий мир. Так небесное соединилось с хтоническим, а затем начал рождаться стиль Ангкора.
Также объединение небес и подземного мира символизировало само строение прасата. Устремленная ввысь гора Меру одновременно воплощала силу творческую и властную Шивы и короля. А помещение внутри – это темный подземный мир, из которого все рождается. Лингам и йони.
Ангкорский период в истории Камбоджи
Джаяварман II, первый ангкорский король, которому в истории Камбоджи отведено особое место, построил святой город на горе Кулен. Раньше там был небольшой храм, а сейчас он полностью в развалинах. И восстановительные работы не ведутся из-за огромного количества мин на этой территории. Именно там короля помазали на царство и приравняли к богам, и даже Шива являлся ему, как говорят легенды.
Харихаралайя – первая столица Ангкора
Изменения в Ангкоре начались в конце IX века со строительства королем Индраварманом водоема (барай) у храма Ло Лей, куда пустили воды реки Ролуос. Таким образом на поля рядом стала поступать вода, а значит, можно было выращивать рис. Так появилась основа успеха Кхмерской империи – гидротехнические сооружения в засушливой местности.
Но главное было то, что король стал считаться распространителем благ. Следовательно, он поддерживал и порядок, как и должен был поступать заместитель Шивы на земле. А еще от яванцев добавилось обожествление короля. И теперь он был уже не просто представителем бога, а стал практически равным ему.
Вскоре была построена первая столица Ангкора, которая была названа Харихаралайя. К этому времени уже существовали два важных храма – Преа Ко и Баконг. Чуть позже, при короле Ясовармане появились храмы Ло Лей, Прасат Краван и храм-гора Бакенг, где сейчас туристы любят встречать закат. Этот же король принял решение перенести столицу в другое место – туда, где сейчас стоит Бакенг. В итоге, он назвал новый город по своему имени – Яшодхарапура.
Оттачивание мастерства и новые архитектурные формы
Однако как только столица была перенесена, король Джаяварман IV решил, что он тоже может поступить подобным способом. Он тоже принялся строить город, только на большом отдалении от Ангкора. На окраине он возвел огромный город-храм Лингапура, ныне известный как Кох Кер, в центре которого высилась громадная ступенчатая пирамида. Интересно, что все его храмы украшали гигантские статуи и самые большие линги, которые когда-либо видели кхмеры. Однако правление Джявармана продолжалось недолго по меркам империй, и после его смерти столицу в итоге вернули обратно в Яшодхарапуру.
А тем временем в Ангкоре продолжалось строительство храмов-гор в виде пирамид. Правда успехи были довольно посредственными: появились Пре Руп, Мебон и Та Кео. Однако же в военных делах успех наоборот сопутствовал кхмерам – был завоеван давний враг – королевство Чампа (на территории современного Вьетнама). Так история Камбоджи постепенно пополнялась новыми страницами.
Однако внутри Ангкора было не все так радужно. Дело в том, что форма храма-горы, казалось, себя исчерпала. Это привело к тому, что храм Та Кео даже не был достроен. С другой стороны, брахманы усилили свою власть настолько, что построили свой собственный храм Бантей Срей. Короли же продолжали экспериментировать, возводя неудачные гигантские храмы, которые обваливались как Бапуон.
Важным событием этого периода стали союз с королевством Чола и реверанс в сторону буддизма при короле Сурьявармане I. Знакомство с великой архитектурой Чола, а также с храмами их сателлитов на Яве, стало большим культурным прорывом и для кхмеров. Да и империя кхмеров к этому времени стала уже просто огромной.
Золотой век Ангкора и Ангкор Ват
Интересно складывалась дальнейшая судьба Ангкора. Дело в том, что военные походы расширяли границы империи кхмеров, а новые города начинали возводится на дальних территориях. Затем к ним строились дороги, а на их территории возводились ангкорские храмы. Некоторые из них сегодня находятся в границах соседних государств, например в Таиланде и в Лаосе.
Все кругом развивалось и жизнь, казалось, кипела за пределами столицы. И продолжалось так до тех пор, пока это не исправил Сурьяварман II. Он вернул мощь в центр Кхмерской империи в первой половине XII века, и начал строить грандиозный храм, Ангкор Ват – истинное чудо кхмерской архитектуры.
Стоит отметить, что продолжавшиеся фоном войны против Чампы и Дай Вьета были неуспешными, однако же внутренняя политика Кхмерской империи навсегда запечатлела имя Камбоджи и Ангкора на страницы истории.
В итоге, после смерти Сурьявармана началась борьба за власть, и некоторое время короли сменяли друг друга довольно быстро.
Храмы-монастыри Джаявармана VII и конец прекрасной эпохи Ангкора
Временно неразберихой в столице кхмеров, вызванной внутренней борьбой за власть, воспользовались соседи чамы, которые напали на Ангкор. И только победы талантливого военного начальника Джаявармана VII как на земле, так и на суше, вернуло мир в Ангкор. А дальше, став королем после своего успеха, Джаяварман принял решение отстроить разграбленную и разрушенную столицу заново. И не просто восстановить старые храмы, а построить все с нуля.
Сначала он возвел огромный город Ангкор Том вокруг старого храма Бапуон. Зато в самый центр он поставил новый храм Байон. Новый город был укреплен всеми способами, на которые архитекторы были способны – стенами, рвами. Интересно, что Ангкор Том был не просто городом-крепостью, а это была воплощенная в камне космогония индуизма.
А дальше начался настоящий строительный бум. Ведь Джаяварман не остановился на достигнутом. По всем дорогам он начал строить другие города-укрепления, которые выполняли две функции сразу: были монастырями и военными форпостами. Со всех дорог на путников смотрели гигантские каменные лики Алокешвары, возведенные на гопурах ворот, подозрительно вглядываясь в душу – с миром или злым умыслом идут в Ангкор.
Но всему приходит конец, и блистательная на свой лад эпоха Джаявармана тоже закончилась печально. Великие храмы Ангкора этого периода – Та Пром, Бантей Чма, Преа Кхан – были ярким закатом кхмерской империи в истории Камбоджи. Дело в том, что экономика была истощена после бума строительства. И последние ангкорские короли уже не могли поддерживать одно из лучших изобретений кхмеров – ирригационную систему. Это привело к тому, что очередная засуха принесла неурожай и голод.
Через два века на Ангкор напали соседи из Таиланда. Они разграбили и опустошили территории, еще совсем недавно принадлежащие Ангкору. И еще они вывезли в свою столицу Аюттхаю все сокровища, и даже позаимствовали некоторые архитектурные мотивы (пранг, например). Кхмеры были вынуждены уйти, оставив свое прошлое позади. Зато их новой столицей стал Пномпень, затем Удонг, и снова, на этот раз окончательно, Пномпень.
Былого величия кхмерская империя себе не вернула.
История открытия Ангкора европейцами
Долгие годы заброшенные кхмерские города пребывали в упадке и заросли непроходимыми джунглями. Однако когда забытый Ангкор был снова открыт – на этот раз пытливыми европейцами – Камбоджа, пройдя через французский протекторат, годы ужаса гражданский войн, геноцида Красных кхмеров, вновь вернулась на мировую сцену. Историю Камбоджи снова вспомнили, и она показала всему миру осколки своего блистательного прошлого. Сегодня она гостеприимно принимает миллионы туристов каждый год. Давайте узнаем, как произошло повторное открытие Ангкора.
Первые европейские вести о спрятанных в джунглях храмах Ангкора появились в XVI веке от португальцев и от испанцев. О древнем городе империи кхмеров рассказывали монахи, которые посещали Ангкор. Следовательно, хоть столица и была оставлена королями, монахи и буддисты никуда не ушли, а величественные каменные храмы-горы стали местом паломничества.
Затем заезжий миссионер Шарль Буйево побывал в Ангкоре и описал его в своих дневниках. Его записи, а также рассказы тайских крестьян сподвигли молодого исследователя Анри Муо в одиночку и без финансирования отправиться в путь в далекий Сиам на поиски легендарного Ангкора.
Муо не сразу нашел Ангкор, а в своих скитаниях он был на грани смерти. Еще на дальних подступах к Ангкору обессилевшего французского путешественника нашли монахи, живущие в ангкорских монастырях. Поправившись, Муо наконец увидел свою мечту – Ангкор Ват! Подробно зарисовав план в своих записях, он отправился к границе с Лаосом и через некоторое время прибыл в Луанг Прабанг, где умер от лихорадки. Его записи были отправлены его вдове в Шотландию. Можно сказать, что своими глазами европейцы увидели Ангкор в середине XIX века. И это были французские глаза.
По следам Анри Муо отправился Луи Делапорт. Он сделал знаменитые гравюры храмов Ангкора, сейчас являющиеся свидетельством того, какими они были, полностью закрытые джунглями. Полностью полагаться на них нельзя, так как Делапорт приукрасил их, связав несколько храмов в один.
Стоит отметить, все эти путешествия были одиночными, да и сам Ангкор находился в то время на территории Сиама, который, в свою очередь, был единственным не колонизированным государством Юго-Восточной Азии. Лишь в 1907 году почти вся территория (кроме севера) Камбоджи стала принадлежать Франции. Тогда только и началось планомерное и интернациональное изучение блистательного прошлого кхмеров, прерываемое войнами – мировой, вьетнамской и гражданскими войнами в Камбодже.
А сейчас человек из любой части света может приехать в Камбоджу и увидеть Ангкор своими собственными глазами. Стоит только купить билет в Сием Рип!
Что еще важно знать об Ангкоре
Подробнее узнать об истории Ангкора:
- Зарождение Кхмерской империи и Ангкора
- Пирамида-зиккурат, храм брахманов и полная неразбериха
- Предчувствие Ангкор Вата
- Золотой век – строительство Ангкор Вата
- Ангкор Том и храмы-монастыри Джаявармана VII
Чтобы составить свой идеальный маршрут по Камбодже, нужно познакомиться со самыми знаменитыми храмами Ангкора:
- Пирамида Кох Кер и древний город Лингапура
- Бантей Срей — самый красивый храм Ангкора
- Ангкор Ват — шедевр кхмерской архитектуры
- Ангкор Том – огромный город, воплощение кхмерской космогонии
- Та Пром — храм Анджелины Джоли и деревья-душители
- Все, что нужно знать о храмах Ангкора — подробный путеводитель
- Сием Рип — практическая информация о городе для туристов
- Маршруты по храмам Ангкора на разное количество дней