Храмы Ангкора X века – оттачивание мастерства

Один из лучший примеров ахитектуры Камбоджи - храм Бантей СрейПосле освобождения от яванского ига, Камбоджа начала свое развитие и строительство храмов нарождающейся империи. Ангкор не сразу строился. Древние технологии строительства храмов кхмерской цивилизации развивались постепенно. И первый этап ознаменовался пробами и попыткой компилирования из индийских и яванских источников. Что из этого вышло, мы говорили в прошлый раз, а также вспоминали историю Камбоджи до ангкорского периода. А теперь самое время посмотреть, как стиль оттачивался и закреплялся и как выделялись те элементы, которые впоследствии и станут визитной карточкой Ангкора. И происходило все это в течение X века, когда были построены с одной стороны похожие друг на друга храмы, а с другой появился законченный в своем стиле и являющийся подлинным шедевром Бантей Срей. 

Храмы Ангкора X века

После строительства Бакенга, выдающегося достижения кхмерской архитектуры того времени, кхмеры пытались повторить это достижение – появились Пном Кром и Пном Бо. Но также формула храма на уровне земли, найденная в Преа Ко, тоже начала поиск баланса и шедевра. С развитием архитектуры и древних технологий развивалась и история Камбоджи.

Прасат Краван

Прасат Краван (Prasat Kravan) построен из красного кирпича в 921 году и посвящен Вишну. Храм ориентирован на восток. Его оригинальное имя неизвестно. Очевидно, что это было повторением Преа Ко, хотя вместо шести башень-прасатов здесь построили только пять. Внутри прасатов барельефы – фигуры Вишну и Лакшми. Такой вид украшения стен больше похож на искусство чамов. Так что можно сделать вывод, что кхмеры еще ощущали единство с чамами, с которым они соединились, когда после падения королевства Ченла ушли в Лаос.

При восстановлении Прасат Краван был полностью разобран, а потом построен заново, в том числе и из нового материала.

Схема храма Прасат Краван

Храм Прасат Краван выглядит как новенький

Надписи сделаны на двух языках индийского происхождения – паллава и нагари

Пирамида смерти Кох Кер – гигантский зиккурат узурпатора

Джайяварман IV перенес столицу из Ролуоса в Кох Кер (Koh Ker). Возможно, это было связано с тем, что сам он родился неподалеку. Король не был прямым потомком правящей династии. Но поскольку истинные претенденты на трон умерли бездетными, то Джайяварман, как их дядя, воспользовался случаем и самовольно короновался в Кох Кере, а затем на самом деле стал королем империи.

В кхмерских источниках город назывался Лингапура – город лингамов. И главным богом тут был Шива.

Он начал строительство империи снова, поднимая налоги. И при нем было построено более 40 храмов. Все они созданы в своем уникальном стиле, не похожим на творения, с которых было начата новая страница в жизни Камбоджи. Да, Кох Кер тоже пирамида, как и Бакенг, но стиль и логика тут совсем иные. Гигантизм правил балом.

Прасат Том в Кох Кер является храмом на уровне земли, а не построенном на холме, как Бакенг, но в отличие от своих собратьев он вытянулся к небу со всей своей страстью к величию. При возведении пирамиды и храмов вокруг нее использовались все материалы, доступные королю, – латерит, песчаник и кирпичи.

Прасат Том в Кох Кер. Подробнее о пирамиде и нашем визите туда читайте здесь

Детали статуи, найденной в Кох Кер. Сейчас находится в музее Пном Пеня. Фото из книги «Ангкор. Величие Кхмерской цивилизации» Марилии Альбанезе

С другой стороны именно тут впервые появляются длинные галереи, которые в период возведения Ангкор Вата станут сплошными и превратятся в излюбленный прием архитекторов Кхмерской империи. Также при строительстве пирамиды в Кох Кере впервые были применены деревянные балки, которые были вставлены между каменными блоками. Когда дерево сгнило, каменные блоки из песчаника прогнулись под собственным весом.

Множество статуй было построено в этой столице, но ни одна из них не украшает пирамиду сейчас. Все они были похищены, заменены на статуи Будды. Те, что были обнаружены при открытии сайта, сейчас стоят в музеях или частных коллекциях, но это единицы по сравнению с тем, сколько их, судя по описаниям, было.

Сын Джаявармана недолго просидел на троне и, вполне возможно, был убит. Следующим правителем стал не прямой наследник, а кузен, который вернул столицу обратно в Ролуос. После этого краткого периода Кох Кер был практически позабыт. Только несколько королей возвращались в это место, что построить парочку храмов, но правили они разумеется из Ролуоса. Когда буддизм сменил индуизм, то короли Ангкора приказывали внести изменения и в Кох Кер, чтобы он тоже стал буддистским святилищем.

Восточный Мебон, Пре Руп и Преа Вихеа

Раджендраварман, который вернул столицу в Ролуос, объяснил свое правление очень просто. В его жилах текла кровь древней лунной династии, а мать дала ему кровь солнечных королей. Поэтому именно он и должен отныне править. В любом случае прямая линия кхмерских королей уже прервалась, и большой разницы не было.

Чтобы поддержать мнение о своей легитимности, король построил пирамидальную трехступенчатую храм-гору Мебон посреди Восточного барая (водоема). Следующим его творением стал Пре Руп. В общем-то эти храмы настолько похожи (обе пирамиды с тремя террасами), что неспециалистам их трудно различить.

Схема храма Восточный Мебон. Фото из книги «Ангкор. Величие Кхмерской цивилизации» Марилии Альбанезе

Слоны охраняют стены Восточного Мебона

Львы тоже на страже!

Некоторые элементы храма не выдерживают собственного веса, и их приходится подпирать

Верхний прасат в Мебоне

Над Мебоном сгустились тучи

Однако Пре Руп как раз и ознаменовал начало перехода к классическому периоду. Центральный прасат здесь выше, и впоследствии такой способ строительства взяли на заметку. А теперь это всем нам знакомая визитная карточка Камбоджи – башни Ангкор Вата.

Схема храма Пре Руп. Фото из книги «Ангкор. Величие Кхмерской цивилизации» Марилии Альбанезе

Напоминают ли эти башни прообраз Ангкор Вата?

Нижняя платформа Пре Рупа

Любопытная деталь, характерная для мексиканских храмов

Львы – традиционный элемент камбоджийских храмов

Беседка из больших блоков латерита. В ней хранилась стела в честь основания Пре Рупа

Вид на Пре руп сверху. Фото камбоджийского фотографа Сок Соти (A Sok Sothy picture)

Также к периоду царствования Раджендравармана относится строительства Преа Вихеа (Preah Vihear), знаменитого храма, из-за которого Камбоджа и Таиланд до сих пор воюют. Преа Вихеа стоит треугольной выступе-скале в горной цепи Дангрек. Храм ориентирован по оси север-юг и связано это именно с его расположением в горах. К нему ведет длинная лестница в 700 метров и символизирует восхождение на гору Меру.

Храм Преа Вихеа стоит на дороге, ведущей в Ват Пу (Ват Пху) в Лаосе и в Пхимай в Таиланде.

Схема храма Преа Вихеа. Фото из книги «Ангкор. Величие Кхмерской цивилизации» Марилии Альбанезе

Вид на Преа Вихеа сверху. Фото из книги «Ангкор. Величие Кхмерской цивилизации» Марилии Альбанезе

Однако правление Раджендравармана отличалось как раз терпением. Будучи воплощением единства лунных и солнечных династий, он был терпим и к другим верам. При его правлении в Ролуосе строились буддистские храмы (Бат Чум). Точнее сказать, что буддистские храмы строил Кавиндарриматхана, зодчий и военачальник короля, а он и был буддистом. Но сначала он построил королю Мебон и Пре Руп. И это единственное имя архитектора, которое известно по источникам. Все остальные храмы, которые строились при королях, для нас анонимны, имена архитекторов не сохранились.

И хоть Раджендраварман не был против, что один из главных людей в королевстве – буддист, к вассалам он был нетерпим. Кхмерская империя собиралась потихоньку, и прежде вассалы обладали большими правами, они были князьями-братьями королю. Но отныне их статус был упразднен, и они стали обычными подданными.

А далее политика короля была простой: подчинив себе свое единое королевство, он отправился на завоевания. Первым пало государство Чампа (южный Вьетнам), а затем все подчинились новой силе Юго-Восточной Азии. За свою жизнь Раджандраварман передвинул границы своей империи до реки Салуин (сейчас это граница Таиланда и Мьянмы) и до богатого города Накхон Си Таммарата на западном побережье Сиамского залива. История стран Азии стала неразрывно связана с новой силой, с завоеваниями Кхмерской империи и продвижением их искусства на новые территории.

Бантей Срей – власть брахманов

Бантей Срей (Banteay Srey) – это единственный храм Ангкора, построенный не королем. И видимо поэтому его размеры такие миниатюрные. Ведь это плохо – создать что-то лучше и больше, чем мог сделать король. И потому многомудрые брахманы Яджнавараха и Вишнукумара построили небольшой, но очень симпатичный и живописный храм. Для многих туристов именно он кажется истинным чудом Камбоджи.

Бантей Срей – это свидетельство большой роли брахманов в истории Камбоджи. Именно их изображения украшают розовый храм. Брахманы породнились с королевской династией и укрепили свою власть. Кстати говоря, изящные композиции Мебона и Пре Рупа тоже созданы под руководством одного их брахманов. Так что мы видим, что короли строили ввысь, а брахманы занимались детализацией и украшением. В этом и было новаторство стиля Бантей Срей, который позднее перешел и на более крупные формы кхмерского зодчества.

Здесь снова применялись те методы, которые ранее были опробованы при строительстве в Кох Кер, – стержни и пазы. Но в отличие от пирамиды, Бантей Срей сохранился очень хорошо из-за своего небольшого размера. Однако при реставрации его, как и Прасат Краван, полностью разобрали, пронумеровав камни и собрали как конструктор.

Храм на уровне земли имитировал элементы, заложенные при строительстве Преа Ко, но были и новые элементы:  зодчие соединили прасаты на Т-образной платформе и добавили подъездную дорогу. И конечно резьба на фронтонах – это подлинное новаторство, ставшее возможным благодаря существенному развитию древних технологий. Фронтоны и прежде присутствовали на храмах, но никогда не были выполнены так сложно, например, в виде нагов или с такой мастерски выполненной резьбой.

Именно в это время в политике Кхмерской империи стали участвовать и женщины. Они занимали высокие посты, и видимо считались земным воплощением небесных апсар. Культурная жизнь в этот период считается самой высокой в истории империи. Так храм из песчаника теплого оттенка, игра объемов и разные угловые решения сделали Бантей Срей уникальным.

Схема храма Бантей Срей. Фото из книги «Ангкор. Величие Кхмерской цивилизации» Марилии Альбанезе

Лотосы встречают всех посетителей в Бантей Срей

Детали храма – бог времени Кала

Внимание уделено всем элементам храма. Узор похож на украшения в Преа Ко, построенный веком ранее

Бантей Срей украшают сцены из индийской мифологии

Без лица- но по-прежнему прекрасно!

Фронтон одной из построек

Наги тоже получили свое место не только при входе в храм, но и на боковых фронтонах, что стало новаторством стиля

Образ брахманов, охраняющих вход в центральную часть храма

Бантей Срей очень миниатюрный, однако все необходимые постройки в ней имеются

Не стоит забывать, что именно в это же время у ручья Кбал Спеан были вырезаны многочисленные сцены с женскими прообразами, а также лингамы.

Та Кео – незаконченный храм-гора

Храм Та Кео (Ta Keo) построен под конец X века из огромных блоков из песчаника. Высота его – 45 метров. Это пирамида, состоящая из трех ступеней со множеством ложных галерей, куда нельзя войти, и ступеньками, по которым трудно подниматься. По всему видно, что детали храма имели чисто символическое значение. К сожалению, Та Кео не закончен. Но все равно выглядит очень внушительно. Как будто кто-то вдруг сказал – храмы-горы мы строить больше не будем, храмы на уровне земли побеждают!

Схема храма Та Кео. Фото из книги «Ангкор. Величие Кхмерской цивилизации» Марилии Альбанезе

Лестницы в Та Кео очень неудобные, но эффектно смотрятся. Как и закрытые галереи

Та Кео стремится вверх

Спрятался за деревьями, чтобы не было видно, что храм не завершен

Вид на Та Кео с высоты птичьего полета. Фото из книги «Ангкор. Величие Кхмерской цивилизации» Марилии Альбанезе

Особенности строения кхмерских храмов в X веке

В более менее понятной и логичной истории кхмерской архитектуры было два исключения – Кох Кер и Бантей Срей. Но именно они дали огромный скачок к дальнейшему развитию. Мания величия и кропотливое внимание к деталям.

Детали, которые, зародившись в X веке, прославят зодческое искусство кхмеров в классическом периоде:

  • Разная высота прасатов в Пре Рупе;
  • Длинные галереи в Кох Кер;
  • Деревянный балки между каменными блоками в Кох Кере;
  • Фронтоны с мельчайшей детализацией в Бантей Срей.

Этапы строительства кхмерской империи на нашем сайте

На страницах нашего блога мы пишем о развитии кхмерской архитектуры и развитии древних технологий с течением времени, и век за веком следим, что происходило в Камбодже и что привело к созданию шедевров и строительству Ангкор Вата.

Читайте также

Ariana: Меня зовут Анастасия, и я пишу статьи о путешествии, психологии и истории.
© 2011-2024 Paikea.ru Все права защищены. При использовании любой информации с этого сайта обязательна активная ссылка на её источник.
Политика конфиденциальности
| Карта сайта