Наша кругосветка в Боливии – неземные ландшафты

кругосветка боливияПосле проведенного в Перу месяца мы продолжили наше кругосветное путешествие и покинули так полюбившуюся страну, чтобы познакомиться с ее соседкой. Какой окажется Боливия, мы совсем не представляли. Никаких ожиданий у нас не было, так что начали мы с чистого листа. Эта страна была для нас терра инкогнита и, наверное, остается до сих пр самой экзотичной страной, что мы посещали. С ней разве что Мьянма может сравниться. Что ж, здравствуй, Боливия! Приятно познакомиться!

Мы – в Ла-Пасе, столице Боливии!

На самом деле первое мини-знакомство с Боливией у нас произошло в Куско, когда мы там получили бесплатную визу. Работники консульства оказались очень милыми и вежливыми людьми. Они поверили нам на слово, что мы не хотим ехать в джунгли и не стали настаивать на том, чтобы мы показали справку о том, что мы привиты от желтой лихорадки. Визу нам сделали в течение пары часов.

А потом мы долго ехали на автобусе из Пуно до пограничного Десагуадеро, а бабуля, жена дедули-водителя, звонко кричала название города, прибавляя, что билет стоит 7 солей. Эта песенка до сих пор иногда играет в моей голове. Но вот добродушные старички выпустили нас из автобуса, и мы отправились показывать свою визу. На границе мы разменяли деньги, получили несколько сот боливиано, а потом сели в маршрутку до Ла-Паса.

Мы ехали вдоль пустынных пейзажей. Иногда показывались маленькие деревеньки, на заборах которых было написано имя президента страны Эво Моралеса. Плакаты его поддерживали. Интересно: это просто пропаганда и предвыборная компания или народ в самом деле любит своего президента?

По пути мы видели поворот на Тиуанако, древний город загадочных жителей Боливии. Но ехать туда с нашим чемоданом и рюкзаками было бы неразумно. Тиуанако и Пума Пунку нас подождут. Мы пока наслаждаемся высокогорной красотой – скупой, но столь насыщенной. Некоторые пейзажи напоминали пустыни в Израиле и Палестине.

Мы, кстати, поднялись еще на несколько сот метров ввысь, чем были до этого на озере Титикака.

Ла-Пас оказался какой-то впадиной: мы приехали к жерлу вулкана и стали спускаться вниз. Этот вулкан давно уже умер, зато стал родиной для многих людей.

Вот оно, симпатичное лицо Ла-Паса

Ла-Пас мы полюбили не с первого взгляда. Сначала мы приехали в молодежный хостел с говорящим названием Crash&Bash. Но мы почему-то проигнорировали это на свою беду и спохватились только тогда, когда на часах было около 11 вечера. Игровая комната находилась прямо напротив нас – оттуда летела музыка, доносился дым сигарет, а как кричали и радовались не слишком трезвые постояльцы! В общем, мы-то рассчитывали отдохнуть, а у всех – внеочередной праздник.

Вид на город

Мне пришлось разыграть разгневанную зануду, которая пришла к администрации в полпервого ночи и с сонными глазами прорычала, что ночью люди обычно спят или у вас Боливии все иначе? Какой бы некультурной и вредной я ни показалась, однако администратор музыку выключил, а гостей урезонил. Все стало действительно тише. А утром мы нашли другой хостел Bacoo – с садиком и тусовочным местом, которое работает только до часу да еще и закрыто так, что постояльцы не слышат, что там творится.

А это - не шибко симпатичное. Это зародыши ламы,которые продаются в лекарственных целях

А это – не шибко симпатичное. Это зародыши ламы,которые продаются в лекарственных целях

К тому же в хостеле была очень милая девушка на ресепшене, которая нам подсказала с автобусами в сторону Долины Духов. Да и комнату мы выбрали так, что из шести мест мы заняли лучшие, а соседи впоследствии так и не появились. Мы были совсем одни, а это, несомненно, большой плюс.

Парковка по-лапасски. Мы едем вверх на лучшей в Южной Америке канатной дороге!

Парковка по-лапасски (в отвесной скале). Мы едем вверх на лучшей в Южной Америке канатной дороге!

Как только мы устроились, сразу же отправились к рынку, от которого отходят маршрутки по разным направлениям. Мы, наконец, помчались обратно в сторону Перу, но не для того, чтобы вернуться в любимую страну, а в археологический комплекс Тиуанако. У рынка есть удобные небольшие автобусы, но ходят они редко. Там же множество контор, которые согласны отвезти вас по туристическим ценам.

Так что мы сели в автобус для местных, и долго ждали, пока все бабушки погрузят свои мешки. У тетенек вдруг порвалась китайская сумка с добром. Все тряпочки и товары разлетелись. Но тетушки не растерялись: соорудив из одной тряпки мешок наподобие тех, в которых мамаши носят своих деток, они затолкали туда товар, и вот он снова готов к тому, чтобы его подняли на крышу. И вроде уже тронулись, но доехав до рынка в Эль-Альто, района Ла-Паса, находящегося на кромке кратера, снова остановились и подобрали еще пассажиров. Хотя казалось, что места уже нет.

А это верхний район города, Эль-Альто

А это верхний район города Ла-Пас – Эль-Альто

Кроме нас, в Тиуанако, ехал еще один гринго. Он в отличие от нас спокойно спал. А мы, словно в первый раз, как новички в путешествиях, таращились в окно. Когда мы подъехали к повороту на древний город, все стали оборачиваться на нас: выходите мол, неучи-гринго, на месте уже! Мы послушно последовали совету. В то время как другой парень продолжал спать. Мы точно не знали, действительно ли он едет в Тиуанако, а то может, он на границу собрался? Другие-то везли товар в Перу! Но его тоже растолкали, и он, сонный, выполз вслед за нами.

И вот мы в самом загадочном городе древних цивилизаций. Аналога ему в самом деле найти трудно, как говорят. Однако мы уже видели в Перу похожие узоры в каменоломне Ольянтайтамбо. А знаменитый храм с лицами похож на Сечин недалеко от Касмы.

Мегалиты в основании стоят почти у всех храмах, а потом пространство между ними заполняются камнями поменьше, будто пришедшие после люди предполагают, что тут должна быть стена и складывают камни по своему разумению.

Но самые впечатлительные постройки в Тиуанаку принесены из Пума Пунку – это врата Виракочи. А среди искусно вырезанных буковок «Н» валяются точно такие же врата. Одним словом – место это настолько загадочное, что я пока даже с отношением к нему не определилась.

Вот такие образчики искусства валяются под высокогорным небом Боливии

А это, говорят, создатель всего, что есть на южноамериканском континенте, сам Виракоча

Этот странный субъект по словам Тура Хейердала похож на небольшие фигурки, которые жители острова Пасхи дарили Туру, вытаскивая их из своих родовых пещер. К слову о заселении острова со стороны Южной Америке и культе Человека-Птицы

Лежащие ворота Виракочи - образец невиданной нам технологии древности

Лежащие ворота Виракочи – образец невиданной нам технологии древности

Нам понравилось бродить по Ла-Пасу. Мы просто выходили и наворачивали круги, шагая по тем же или иным улицам. И ведь ничего приятного в самом крупном боливийском городе нет, он совсем не красочный как Картахена или как Лима богатой архитектурой похвастаться не может. Большая часть домов – уродливые бетонные или кирпичные коробки. Тем не менее, Ла-Пас нас околдовал! Мы с удовольствием гуляли по его улицам. И даже уезжать никуда не хотелось.

А внизу люди пляшут, и вверху люди пляшут.

Люди в Ла-Пасе

В Боливии люди пляшут всегда и везде

И проезжающий транспорт - не помеха, сам увернется

И проезжающий транспорт – не помеха, сам увернется

Но мы все же пересилили себя и сначала съездили на окраину города, в Долину Духов. Пока мы ехали, мы видели более знаменитую Долину Луны и современный квартал Ла-Пас, Дистрито Сюр, а затем проехались мимо беднейших районов. И наконец наш автобус поехал в горку по грунтовке. Он пыхтел и фыркал, но доставил нас к большой школе, где учатся детки из бедных районов. Видимо, это какая-то школа для одаренных детей из бедных семей, а государство оплачивает их образование.

Именно за этой школой раскинулась Долина Духов. Она такая же блеклая, как и сам Ла-Пас, и такая же необыкновенная и сияет невидимым светом, который можно заметить, если Боливия тебе понравится. Если видеть красоту в незнакомом, в простоте, то Долина Духов вам тоже придется по вкусу.

Долина Духов

Тут особая красота

Долина Духов, Боливия

Вот такая дорога в горах

И такие пейзажи

А еще можно пойти в трек в каньон - для любителей походить, но мы пришли неподготовленными

А еще можно пойти в трек в каньон – для любителей походов, но мы явились сюда неподготовленными

Мы знатно поползали там по склонам и встретили тетеньку, которая пасла коров. Мы мило поговорили на испанском, и она, наверное, сказала нам что-то доброе на прощанье, удивившись глупым гринго, которые лазят по горам, предназначенным для коров.

Наши друзья из Бразилии, которых мы еще не встретили к этому времени, еще съездили прокатиться на великах по Дороге смерти. Я бесконечно восхищаюсь мужеством красавицы Тасианы, ведь она такая спокойная и несколько строгая девушка. В их паре именно Аугушту – взбалмошный и весельчак, крейзи, как она про него говорит. Но он уговорил ее тоже проехаться!

Я вот, честно признаюсь, не смогла найти в себе силы и до сих пор думаю, что конкретно этот вид экстрима для меня уж слишком страшный. В трек в Чокекирао – пожалуйста, по горе наверх к Мачу-Пикчу полезу, держась за ветки и корни, но на велике по узкой петляющей дороге – нет, это без меня. Так что я просто молча буду восхищаться Тасианой!

Тем временем мы поняли, что пора нам покидать Ла-Пас. Мы купили билет на ночной автобус в Уюни. Когда мы увидели этот автобус, мы просто ахнули – он оказался старенький и пыльный. Поездочка вышла не из приятных.

Мы тряслись по ужасной дороге, все казалось, что мы едем по стиральной доске. Пыль летала по салону. А как было холодно! Нам даже одеяла раздали, но делу это мало помогало. Я почти не спала в ту ночь. Потом примерно такое же приключение с нами приключилось, когда мы во время нашей поездки по Мьянме отправились в Мраук-У.

И ради чего? Ради уникального места на планете, ради солончака Уюни!

Мы – на солончаке Уюни!

В агентстве, которое мы неразборчиво выбрали сразу по приезду в Уюни, нам включили запись концерта дискотеки 80-х, узнав, что мы из России. И пришлось нам коротать время до начала поездки под мелодии и ритмы зарубежной эстрады.

А когда приехал наш джип, мы, наконец, увидели своих попутчиков – пожилую пару из Уругвая и загадочных типов, которые прятались на заднем сидении. Уругваец сразу же повел себя нагло, указал всем на места, не предоставив нам выбора и втиснув меня между собой и своей женой так, что мне на самом деле было трудно дышать. Они постоянно переговаривались между собой, что было не вежливо. Ведь мне приходилось прислушиваться, разбирая, к кому он обращается в тот раз – ко мне или к своей благоверной. Конечно, им обоим было удобнее сидеть у окна. Классно начался тур по солончаку, ничего не скажешь!

Традиционный заезд на кладбище поездов лично меня впечатлил не так сильно. Зато там мы впервые увидели третью пару, это оказались молодые ребята. Потом выяснилось, что они из Бразилии и тоже испытывали трудности в разговоре с уругвайцами: они не знали испанский, немного говорили по-английски, а уругвайцы владели только родным испанским.

Кладбище паровозов

Кладбище паровозов в Уюни

Как вам такое?

За обедом уругваец хотел произвести на нас впечатление, спросив, читали ли мы книги Эриха фон Дэникена. Он ожидал прочесть лекцию о нем, но оказалось, что мы знакомы с его трудами, и уругваец расстроился, ведь поблистать ему не удалось. Забрав жену, он быстро сбежал, сказав, что еда плохая.

А наш водитель Росендо, зная, что мы вегетарианцы, видимо, решил, что можно сэкономить, и брать не так много мяса. В общем, ассортимент уругвайцам по вкусу не пришелся, а мы были вполне довольны, и бразильцы тоже.

Мы пошли фотографировать прекрасное создание природы, еще катались по соляной пустыне, помогали бразильцам сделать классное фото. На самом деле мы провели просто необыкновенный день, который вряд ли скоро забудем. И даже назойливый уругваец не смог испортить нам настроение. А вечером, когда мы под надвигающийся дождь ехали по каким-то нереальным марсианским пейзажам, только и можно было, что восхищаться всем вокруг.

А вот и соляное море!

Соль!

И вот, наконец, покинув солончак, мы приехали в деревеньку, которая занимается тем, что размещает туристов в этой высокогорной пустоте. Высота уже перевалила за 4 тысячи метров. И тут уругвайка сказала, что у нее очень болит голова, поэтому она такая вялая. Его мучила горняшка. Ведь они прилетели в Уюни из Монтевидео, и в этот же день поехали в тур. С морского побережья на 4000 – надо думать! Мы ее хотели пожалеть, но она выпила пару таблеток, а потом стала ухаживать за нами во время трапезы.

Выяснилось, что мы будем спать на соляных кроватях, в соляной комнате, есть за соляным столом и сидеть на соли, и ходить тоже разумеется по соли. И душ тут один на все 30 человек, строго по очереди, да и тот платный.

Уругваец был взбешен. Он отчитал Росендо и сказал ему, что он желает обязанное по контракту вино! А вино полагалось на последний вечер. Тогда уругваец достал деньги и велел нашему гиду добыть вино! Бедный Росендо не смел перечить и принес бутылочку. Вино уругвайцу не понравилось, тем не менее он забрал всю бутылку себе. Ужин ему снова не понравился. И когда он с женой и бутылкой удалился в свою комнату, мы остались с бразильцами одни.

Тут-то и выяснилось, что они нам жутко рады. Аугушту, который очень плохо говорил на английском, все толкал Тасиану под локоть, и тогда она спросила: а правда, что мы из России? Мы ответили утвердительно, а Аугушту засмеялся и обрадованно запрыгал по соляной скамье.

Оказалось, что он – фанат России, и из обрывков разговоров понял, что мы русские, но хотел уточнить. И теперь он видел настоящих русских и радовался. Он смотрит все смешные ролики про Россию в интернете и постоянно болтает, что надо съездить в загадочную северную страну. И болтает так часто, что Тасиана даже смирилась с тем, что они в самом деле туда должны поехать.

Мы проговорили весь вечер, и сильно подружились.

А утром мы увидели уругвайцев с чемоданом, они попрощались с нами и были таковы! Когда наши бразильцы присоединились к нам за завтраком, я осторожно им намекнула, что кажется, мы остались вчетвером. И тут по их выражению лица и довольным жестам я поняла, как они рады!

Тасиана сказала, что ей было так жалко смотреть на меня, зажатую между грузными уругвайцами. А сами они специально забрались назад, где у них хоть и затекали ноги и колени, но сидеть рядом с этими шумными и назойливыми соседями они не хотели.

Приехавший Росендо подтвердил, что мы официально остались вчетвером, и мы были очень довольны! Удобно рассевшись в нашем Лексусе, мы с удовольствием поехали вместе с новыми друзьями на поиски других сокровищ Боливии!

Альтиплано – высокогорная пустыня

Поездка проходила в добродушных беседах. Мы спрашивали Росендо обо всем, что видели. Тасиана пыталась понять испанский, потом переводила нам на английский, если мы что-то упускали, а Аугушту – на португальский. Атмосфера была очень доверительной и благодушной, несмотря на царивший кругом холод.

Поезда не только отдыхают, но все-таки до сих пор ходят по пустыне

Мы ехали в паре с другой машиной, в которой подобралась шумная компания из бразильцев и израильтян. Машины то и дело ломались, и мы, теряя время, останавливались и помогали друг другу чиниться. Когда остановки были слишком долгими, израильтяне доставали фрисби, и играли все вместе.

Играем в фрисби

Но, конечно, сдружились мы близко только с нашими бразильцами, хотя успели поболтать и с другими, катающимися с израильтянами. А последние успели подтвердить свою не безоблачную репутацию сумасбродов и громких кутежников. Мы заметили, что они всегда все уносят с собой – что бы ни осталось на столе, они забирают еду с собой в машину. А потом еще и столы других путешественников осматривают. А вдруг кто забыл йогурт?

Но не это главное в Боливии, конечно же! Мы просто поразились здешним краскам. Здесь нет пестрого буйства. Есть только желтый цвет, но очень насыщенный. Зеленый буквально проедает глаза. Розовый кажется, будто нарисованным в фотошопе. Это в самом деле первобытная красота!

А мы, видя все это, уже и не ощущали себя посторонним элементом, мы слились с неземным пейзажем и решили, что мы фламинго, жители этих бескрайнего и необычного пространства.

Фламинго на черной лагуне

Фламинго на белой лагуне

Пустыни и странные камни – разве такое встречается каждый день? А как нас поразила Лагуна Колорада! Мы сначала и не поняли всей ее красоты, пока на десять минут не выглянуло солнце! И тогда мы стояли, прикованные к этому зрелищу, позабыв о холоде. Как вдруг сотни фламинго одновременно взлетели над лагуной… Какая же это красота…

Белая лагуна

Лагуна Колорада, немыслимой красоты пейзаж!

Фламинго взлетают!

Забравшись на максимальную высоту в пять тысяч метров, мы наткнулись на снег и поиграли в снежки. Тасиана и Аугушту так вообще впервые в жизни увидели снег. Так что мы немного погрелись от все пронизывающего холода, царящего в высокогорных пустынях. И это самый неприятный факт здесь. А все остальное – просто прекрасно!

Аугушту не верит своим глазам - снег!

Аугушту не верит своим глазам – снег!

Даже ночевка в общей комнате, гнусно работающий туалет не были помехой для созерцания красоты. Когда мы с друзьями вышли вечером погулять, мы увидели просто невероятно закрученные розовые облака над нашими домиками.

Вот такое облако мы наблюдали с друзьями вечером

Аугушту и Тасиана отдыхают на камушках

А иногда в Боливии растут каменные грибы

А на камнях растет зеленая трава!

Солончак Уюни, Боливия

Кто-то большой залетел в кадр

Лагуна Колорада. Красивый пейзаж

Туманное утро не помеха фотографу

А там - Чили!

А там – Чили!

А на следующий день мы, посетив горячие источники и гейзеры, душевно простились с нашими бразильскими друзьями и с Боливией, которую полюбили всей душой. Мы забрали наш багаж с Лексуса Росендо и отправились на встречу с новой страной – с Чили!

Читайте о нашей кругосветке

Надеюсь, рассказ вам пришелся по вкусу, и вы найдете на нашем сайте еще много интересного и полезного для себя.