Моаи на острове Пасхи и различные аху – платформы для истуканов

Остров Пасхи моаиПо всему периметру острова Пасхи можно сейчас найти платформы аху, на которых стоят каменные истуканы, знаменитые на весь мир. Они будоражат воображение. Но не менее интересны другие моаи острова Пасхи, те, которые не видны издалека. Когда-то их свалили с платформ люди, и они так и лежат на земле. Давайте посмотрим, что произошло с несчастными истуканами. 

Моаи на острове Пасхи

Говорят, что моаи свалили в XVIII-XIX веках, и сделали это недовольные люди. В то время на острове Пасхи кипела гражданская война, люди пожирали друг друга и боролись за власть. Представители прежней элиты прятали по пещерам свои сокровища, память о предках. Но победили самые последние пришельцы на остров, короткоухие.

Легенды говорят, что они обманули длинноухих, элиту острова Пасхи. Страшная трагедия случилась, когда длинноухие, раскопав ров в восточной части острова. Они приготовили все, чтобы не пустить наступающих к ним врагов и хотели поджечь ров. Однако они сами сгорели внутри, не сумев выбраться. Экспедиция Тура Хейердала доказала, что сильный пожар произошел во рву, на который и указывают легенды. И это не геологическое образование, а вырытый человеком объект.

Почему я вдруг вспомнила длинноухих? Ведь моаи и похожи на представителей тех, кто по каким-то причинам вытягивал мочки ушей. И не мудрено, что символы прежней власти и были повалены на землю, когда победа была отпразднована. Только не понятно: свалены моаи были как символ ненавистных людей или как сила, которой короткоухие не смогли воспользоваться без помощи длинноухих?

Теперь же мы видим только результаты этой войны. По вполне объективным техническим причинам реставрированы только моаи маленького роста. Больших нет техники поднимать. Ведь самый большой из них, Паро, весит 80 тонн. Поэтому они по большей части лежат на земле, кто «мордой в салат», а кто мечтательно глядит на небо и звезды. Кому как повезло. Но неинтересными они от этого не становятся. Напротив, можно многое понять, изучая нереставрированных гигантов.

Легко заметить, что большие моаи концентрируются на восточной половине острова, недалеко от каменоломни Рано Рараку, но по разные от нее стороны, а моаи поменьше облепили весь остров. И именно в каменоломне можно посмотреть, как бы гиганты выглядели, если бы не упали. Они там не только лежат в разных позах, но также порой и стоят, правда, с разным наклоном. Маленькие кажутся победителями в этой войне, хотя помогли им победить современные жители Рапа Нуи и ученое сообщество. Но как происходили события на самом деле? Кого представляют упавшие гиганты, их братья-поменьше и странный субъект, найденный в Рано Рараку?

Конечно, можно вспомнить о классическом противостоянии длинноухих и короткоухих. Но нам это мало что объяснит. Однако Тур Хейердал писал в своей книге, что ему рассказали, что в его время еще жили семьи, которые происходили от выживших длинноухих, и большая часть этих людей были со светлой кожей и со светлыми или рыжими волосами. То же отмечают и самые ранние экспедиции: на острове живут светловолосые бородатые люди и полинезийцы. В наше время еще добавились чилийцы – самые разные, индейцы и европейцы.

По нашим предыдущим прогулкам и поездкам по острову Пасхи мы можем однозначно сказать, что в истории Рапа Нуи можно выделить три периода, которые мы можем увидеть и осязать. Конечно, их могло быть и больше, но от них не осталось материальных свидетельств, видимых путешественникам, а не ученым.

Период возведения аху, который роднит строителей платформ с зодчими из Южной Америки. В пользу этого говорит схожесть платформ в Винапу и Та Пеу с кладкой стен, которые сейчас приписываются инкам. Экспедиция Тура Хейердала (который также придерживался этой же версии) обнаружила сходство некоторых скульптур с теми, что найдены в Тиуанаку в Боливии. То есть в любом случае мы видим волну из Южной Америки.

Следующий период – это эпоха строительства моаи. Для чего нужны были ориентированные по звездам и астрономическим событиям платформы, мы наверняка знать не можем. Но вскорости по каким-то причинам на них стали появляться моаи. В пользу этой версии говорит и то, что сначала платформ было всего несколько. А затем кто-то стал подражать и строить примерно такие же, да умения уже не было. И моаи разошлись из Рано Рараку по всему острову.

А затем начался самый печальный период – когда в платформах стали хоронить людей, когда началась война, когда короткоухие уничтожили длинноухих, и смута была не только на острове, но и в сердцах людей. На некоторое время рапануйцы стали людоедами. Смена эпох произошла трагично и сопровождалась одичанием людей.

Сейчас мы можем посмотреть на последствия войны. Мы сели на скутер и проехались по острову Пасхи, навещая грустных моаи, о которых так никто и не позаботился. В прошлый раз мы рассказали о реставрированных моаи, которые гордо стоят на аху, а сейчас у нас иная задача.

Читайте также:

Путеводитель по острову Пасхи

Аху Те Пито Кура (Te Pito Kura)

Единственного моаи на аху Те Пито кура зову Паро. И Паро в высоту целых 10 метров, а весит 80 тонн. Он – самый тяжелый моаи на острове. Даже его шапка, и та весит 12 тонн! Свалили Паро самым последним, почти в середине XIX веке. Это и не удивительно, учитывая его особенности. Традиция сообщает, то эту статую заказала одна вдова в память о своем муже, стало быть это была семья длинноухих.

Но не только основательная наружность Паро делает это место особенным. Рядышком находится символическое изображение пупа земли. Одним из названий острова было именно такое – пуп земли, те пито о те хенуа. Хотя не все согласны с тем, что это оригинальное церемониальное место, тем не менее, дух острова это отражает.

Паро – очень грустный моаи

Аху у Паро выполнена уже в подражательном стиле. Возможно камни были найдены здесь и поставлены, как вышло. Что было здесь раньше – неизвестно

Пуп земли

Папа Вака (Papa Vaka)

Петроглифы на острове Пасхи есть не только в деревне Оронго на вершине кратера Рано Кау. По северной дороге от Анакены к Тонгарики тоже найдено место Папа Вака с довольно большими петроглифами, хотя и не такими искусными. Кажется, что это попытка подражать. Но наше внимание привлекли загадочные линии, будто оставленные неким предметом на колесах, например, вагонеткой.

Большой моаи Оне Макихи (One Makihi)

Еще одни гигант валяется практически у океана вдоль дороги от аэропорта к Тонгарики и Рано Рараку. Он совсем немного не дошел до океана, однако же забрался уж очень далеко от каменоломни.

Аху Акаханга (Ahu Akahanga)

На Аху Акаханга (тоже дорога от аэропорта к Тонгарики) расположено две платформы. Одна из них совсем разрушенная, а вторая сохранилась лучше. И хоть моаи стройным рядком валяются носом в землю, есть тут и исключения. Один из истуканов был сброшен не со всеми, не в то время и лежит отдельно, словно его перенесли, а не просто свалили. Также на камнях проглядываются петроглифы, опять же не такие примечательные, как на Оронго, а больше похожие на Папа Вака.

На Аху Акаханга красочнее всего можно увидеть, как развивался третий этап истории острова Пасхи, когда предназначение аху уже было не столь очевидным. Аху достраивались из всего, что валялось под рукой – из разрушенных моаи, из их красных шапок и из любых камней поменьше.

Здесь, у павших моаи, мы вновь встретили нашего румынского друга Калина, и он нам подробно рассказал о своем большом путешествии по Чили. Он так гордился им и тем, что сам его спланировал, что мы не стали пугать его своей кругосветкой. Ведь приятно быть героем. А Калин – очень милый и хороший человек, который не боится путешествовать совсем один. Мы очень рады, что познакомились с ним.

Аху практически развалилась

И так ее пытались восстановить

Петроглифы на красном туфе

А этот моаи лежит отдельно от всех

Шапки для истуканов  острова Пасхи – пукао из Пуна Пау (Puna Pau)

Моаи были известны своими красными шапками, или пукао. Хотя легенды сообщают, что это отнюдь не шапки, а рыжие волосы, которые были призваны подчеркнуть уникальность этнического состава далекого острова в Тихом океане.

Карьер, где добывался красный туф, расположен рядом с той самой горой, которую я назвала «пупом земли». Этот холм находится в центре острова и виден издалека, так что неудивительно, что мне захотелось так его назвать. Его настоящее название я не знаю. Но символично, что эта земля является источником красной породы для изготовления пукао.

Готовые пукао валяются в карьере и на склоне так же, как и моаи в каменоломне Рано Рараку. Их словно бросили во время работы, и строители ушли. Карьер не глубокий, на него можно глянуть сверху, если забраться по тропе на вершину.

Мой пуп земли

Рыжий парик пукао

Дорога к вершине карьера

Карьер уже зарос, пукао беспорядочно валяются внутри

Пукао докатились к подножию пупа земли

Сверху удалось снять панорамное видео острова Пасхи –  вид с Пуно Пао:

Так что, с сожалением, стоит признать, что сейчас путешественники наблюдают лишь третий этап истории острова Пасхи, самый печальный. И по этим свидетельствам очень трудно понять, как жили здесь люди до эпохи обиды на моаи и длинноухих. Кто они были и откуда приехали?

Пока нам очевидна связь строителей аху с жителями Южной Америки. Ведь неспроста на одном из моаи обнаружилось изображение лодки, той самой, на которой до сих пор плавают индейцы аймара на озере Титикака и на которой Тур Хейердал переплыл через Тихий океан, увидев ее рисунок на пирамиде в долине Ламбайеке в Перу.

Даже такой удаленный кусочек суши все равно связан с другими культурами на нашей планете. И не понимаем мы этого не потому, что связи нет, а потому, что мы не понимаем и того, что нам кажется понятным. Но остров Пасхи, если ходить здесь с открытыми глазами, как истинный пуп земли, действительно может прояснить многое из истории нашей планеты.

 

Полезно знать

Ariana: Меня зовут Анастасия, и я пишу статьи о путешествии, психологии и истории.

Смотреть комментарии (2)

© 2011-2024 Paikea.ru Все права защищены. При использовании любой информации с этого сайта обязательна активная ссылка на её источник.
Политика конфиденциальности
| Карта сайта