Джон Стейнбек. Русский дневник
“Русский дневник” Стейнбека, как и любое описание неизвестной страны, приходит к одному и тому же выводу: везде люди как люди, есть плохие, но хороших больше. Но всегда интересны детали: а как именно злы люди, а насколько действительно они хорошие.
Вот за деталями Джон Стейнбек и поехал, понимая, что из-за цензуры он не сможет увидеть настоящую реальность, предвидя, что ему покажут выставочную Россию. Тем не менее именно точные детали и факты, а не их трактовка, помогли бы беспристрастно описать загадочного союзника по недавно окончившейся войне и понять его в нервной обстановке, когда друг вот-вот станет новым врагом.
- Страна: Россия (Советский Союз)
- Глазами: американца
- Время: 40-е годы XX века
Стейнбек отправляется в Советский Союз в непростые для мировой политики времена. Война закончена, но собирается начаться другая, Холодная. Понимая абсурд этого мероприятия, писатель хочет изведать неизвестное – потенциального противника, которого он таковым признавать не желает.
Один из главных вопросов, который он задавал советским людям – а хотят ли они новой войны, хотят ли победить их, американцев? И всегда получал один и тот же ответ: категорическое нет. Более того, русские часто предупреждали его вопрос, сами интересуясь, правда ли то, что американцы хотят на них напасть и этого ли хотят простые люди в США. Нет, – рассказывал им Стейнбек, – тот, кто затеет новую войну, либо безумец, либо самое страшное на свете зло. Никто в Америке не хочет воевать против Советов.
Удивительно, но однажды, путешествуя по Соединенным Штатам, на одной красивой смотровой площадке в национальном парке Грейт Бейзин в Неваде, мы встретили довольно взрослого американца, и он задал нам тот же вопрос. Сейчас мы в состоянии гибридной войны – читай “Холодной” – а хотим ли мы, русские, напасть на Америку? Нет, ответили мы. То-то же! – довольно заявил американец. Мы – русские и американцы – великие нации, и только вместе мы сможем что-то сделать для мира. Нам надо объединиться и спасти планету! Вот искреннее мнение обычного американца.
Как говорится, со временем даже декорации почти не меняются.
А Стейнбек и Капа исследуют Москву, признавая чрезвычайную серьезность московских литераторов, подмечая различия в отношении к писательскому труду у русских и американцев. Очень иронично рассказывая о советских реалиях, Джон Стейнбек тем не менее не ругает действительность, а напротив в его строках почти всегда слышится симпатия. Хотя почему бы не посмеяться над абсурдом, который может твориться и творится в любой стране мира?
Москва – Киев – Сталинград – Грузия. Вот такой маршрут писателя и фотографа по СССР.
Каждое место находит теплый отклик на страницах “Русского дневника”. Москва слишком серьезная, но яркая. На Украине люди душевные и теплые. В Сталинграде живут настоящие герои, восстанавливающие свой дом. А Грузия – это просто рай, куда стремятся попасть все.
На мой взгляд “Русский дневник” – пусть и не совсем точная картина России, а описание ее выставочной части, той, что позволили увидеть, но все же достойное внимания описание реалий. Ведь приехал не просто журналист-репортер – хоть сам Стейнбек и настаивал, что явился именно в этом качестве – а писатель, который способен читать между строк и узнавать душу по глазам людей.
И поднимая тему различия двух стран, СССР и США, и как они понимают и не понимают друг друга, он все же приходит к вечному выводу: люди везде одинаковые и хотят одного и того же – мира над головой. А плохих людей везде хватает.
Но меткие детали, юмор и ирония – это погружение в эпоху уже недоступного нам времени, слепок краткого мгновения. Сам Джон Стейнбек признал, что за месяцы его пребывания в России многое поменялось. Поэтому советую погрузиться вместе с писателем в ускользнувшую эпоху и увидеть нашу страну глазами приезжего критика несправедливости.
А еще можно посмотреть современный видеофильм о визите Джона Стейнбека в СССР:
Что еще почитать о путешествиях и странах
- Моя подборка книг о путешествиях
- Шерил Стрэйд. Дикая
- Билл Брайсон. Прогулка по лесам
- Рэй Брэдбери. Зеленые тени, Белый кит
- Инге Саргент. Сумерки над Бирмой
- Гончаров. Фрегат «Паллада»
- Том Митчел. С пингвином в рюкзаке
- Элизабет Гилберт. Есть Молиться Любить
- Дейв Метц. Один человек, две собаки и 600 миль на краю света
- Генрих Харрер. Семь лет в Тибете
- Ильф и Петров. Одноэтажная Америка
- Майкл Пэлин. Полный круг
- Уинстон Грум. Форрест Гамп
- Петр Романов. Тропой инков
- Алекс Гарленд. Пляж
- Стэф Джаггер. Жизнь прекрасна. 50/50
- Кристина Тюрмер. Бросить Word, увидеть World. Офисное рабство или красота мира