Из цикла «Путешествие по Лаосу»
Содержание
Наше путешествие из города Паксе к Ват Пу на мотобайке
Древняя дорога построена сюда прямо из Сием Рипа, а причина, по которой кхмеры захотели построить свой храм, очень проста: Тямпасак когда-то был частью кхмерской империи, а до этого здесь процветали государства Ченла и Фунань. И когда местный король женился на дочери короля Ангкора, он получил эту местность в качестве приданного. И теперь все могут посмотреть на историю любви в камне.
Как добраться до Ват Пу из Паксе или Чампасак
В Ват Пу не получится приехать на автобусе. Если вы не водите мотобайк самостоятельно, то вам нужно будет из Паксе на автобусе доехать до города Чампасак, а там сесть на туктук и проехать еще около 10 километров. Или арендовать в Чампасаке велосипед за 10 тысяч кип, с этим там проблем нет.
Мы же добрались до храма-горы Ват Пу на мотобайке, взятого напрокат в Паксе у Ива и Нои. Дорога туда очень простая: надо выехать из города по лао-японскому мосту, пересечь Меконг и через 1,5 километра повернуть направо. Это шоссе приведет вас прямо к городку Чампасак и далее к Ват Пу. Всего нужно проехать чуть больше 40 км. Разумеется, можно заказать экскурсию и поехать на автобусе. Вход стоит 35000 кип, а если у вас нет желания идти 10-15 минут до храма, то вас могут подвезти на удобном автомобильчике, но в этом случае билет будет стоить 55000 кип.
Ват Пу на карте
Карта Ват Пху
Территория храмового комплекса достаточно обширная, а вместе с непростым подъемом на гору по очень крутой лестнице внимательный осмотр древностей займет не один час, поэтому планируйте посещение Ват Пу на отдельный день. Мы провели здесь около 3 часов, внимательно все разглядывая, в том числе посмотрели след Будды (Buddha Print) на скале, а также нашли камни в форме слона и крокодила (или ящерицы), обозначенные на схеме.
К Северному и Южному дворцам можно доехать на электромобиле от входа, купив вип-билет (дороже обычного на 15000 кип, то есть примерно на 2 американских доллара)
Краткая историческая справка о кхмерском храме-горе Ват Пху
Купив билеты и пройдя контроль, вы сразу увидите красивую гору вдалеке. Вот к ней и надо идти. Именно здесь, у подножия Пу Као (Phou Kao), которая прежде называлась Лингапарвата (Lingaparvata) и где поклонялись Шиве, и расположен храм. Дело в том, что из горы бьет источник пресной воды, и именно ради этого чуда природы и было построено все вокруг. Водный источник делает Ват Пу уникальным храмом среди всех кхмерский сооружений. На вершине горы можно рассмотреть лингоподобный камень, так что место было воистину священным для всех людей, кто когда-либо жил здесь.
Уникальный источник воды на высокой горе, вокруг которого был построен Ват Пху, сморите на этом видео:
А жили здесь давно. Исторические свидетельства сохранились от древнего города на берегу Меконга, который назывался Шрестапура (Shrestapura). Это город существовал с 5 по 10 век. Сейчас от него никаких следов не осталось. Увидеть, что на месте современной деревни были стены можно только с высоты птичьего полета. Однако Будда, глядящий на Меконг, знает: память все же остается. Когда-то здесь правил король Махендваварман (Mahendvavarmen), но затем другие города приобрели политическую власть. Однако ангкорские короли никогда не забывали о святости этого места. Иначе не был бы построен Ват Пу.
Статуя Будды под деревьями широко известна за пределами Лаоса, однако мало кто ее видел своими глазами
Сегодня коровы пасутся на месте старого города, расположенного в долине на берегу реки Меконг, недалеко от Ват Пу
Следующими пришли кхмеры. Ват Пу строился в эпоху, когда в Ангкоре возводили Ко Кер (Koh Ker), то есть в 11 веке, и неудивительно, что Ват Пу сочетает два стиля – ангкорианский и кокерский. Чем ближе подходишь к святилищу, тем яснее становится – перед нами пирамида. Семь пролетов, состоящих из одиннадцати ступеней в каждом, ведут к святилищу. И хотя изначально это был индуистский храм, сейчас внутри мы видим мирно сидящего Будду. Однако строилось все не на пустом месте. Святилище здесь осталось от эпохи Шрестапуры и датируется 7 веком.
Дорога к храму Ват Пху в Лаосе
Но это все потом, сначала нужно полюбоваться бараем (океаном, окружающим землю), искусственным водоемом, затем пройти по красивой дороге, обрамленной изящными столбами. И вот перед вами два холла. Один из них пока закрыт для посещения, а второй можно осмотреть со всех сторон. На данный момент здесь ведутся работы по восстановлению памятника.
Северный дворец Ват Пу на фото
И можно с удивлением констатировать: большую часть Ват Пу построили не древние кхмеры, а современные лаосцы. Старая кладка очень отличается от современной. Лично у меня сложилось впечатление, что лаосцы просто надстроили сверху из того, что нашлось кругом. Порой они использовали камни, предназначенные для обрамлений дверей (колонетки), чтобы построить лестницу.
Элементы резьбы по камню просто необъяснимы с точки зрения понимания существующих технологий средних веков
Одно несомненно: когда этот памятник был найден, вокруг валялось множество камней: мягкий красный латерит и крепкий песчаник. Блоки из песчаника подогнаны друг к другу идеально, и стоят без раствора уже много веков. А кирпичи из латерита разлетелись, и теперь, чтобы восстановить стены, ученым приходиться использовать раствор, чтобы соединять эти блоки. И, разумеется, назревает вопрос: как же так? Почему кхмеры использовали такие разные кладки и разный материал? Из такого же камня (латерита) построены Аюттая и Сукхотай. Предположения могут быть разными, но самое разумное: кхмеры могли надстроить над уже имевшимися храмами. Почему я склоняюсь к этой версии? На барельефах Та Прома (Ta Prohm), к слову говоря, присутствуют динозавры. Исторические памятники всегда задают множество загадок!
Южный дворец Ват Пху
Ват Пу – кхмерский храм на горе
Но вернемся в Лаос, к храму Ват Пу. С лаосского языка слово «пу» переводится как «гора», так что перед нами скальный храм. Мы действительно понимаем, что Ват Пу построен у подножия скалы, но и сам он согласно индуисткой и буддистской мифологии является горой, миниатюрой горы Меру. И в эту гору предстоит забраться.
Гора, или пирамида-зиккурат, ведет к главному святилищу. Ступеньки очень крутые. А там наверху раскинулся прекрасный сад с сочными плодами манго!
Вид с верхней террасы на долину, раскинувшуюся у подножия холмов, на которой расположена нижняя часть храмового комплекса
А вот и святилище на вершине пирамиды.
Поднявшись по всем лестницам на самый верх, вы увидите небольшой, но удивительный храм, напоминающий о былом кхмерском величии
Источник бьет из отверстия в скале. Также на скале можно найти отпечаток стопы Будды. Огромный след, выпиленный в горной породе неизвестным способом, поражает. Мне нравится удивляться неизвестной мне силе людей, как в этом случае, и огромным валунам и подмечать, как разнообразна красота природы! Среди этих нагромождений есть камень-слон и камень-крокодил.
Невольно мне вспомнилась крепость Масада в пустыне Израиля и Львиная скала Сигирия в Шри-Ланке. Изолированные города не могут существовать долго. Масада пала, так как люди не смогли там выживать (хотя и сопротивлялись римлянам два года!). У Сигирии был источник пресной воды в виде дождя. А в Ват Пу вообще все прекрасно: вода бьет прямо из земли. Это было бы непобедимое место, если бы в нем было кому сражаться и от кого укрываться.
Я думаю, я назвала уже достаточно причин, чтобы забыть о высказывании, что те, кто видел Ангкор, не найдут здесь ничего нового. Новое есть всегда, а замыленность взгляда порой мешает нам жить. Вселенная обновляется каждую секунду, мы меняемся также быстро. Мы можем уже не быть тем человеком, кого пару минут назад сфотографировали на фоне каменных стен. Каждое место на земле стоит того, чтобы познакомиться с ним.
На другом берегу Меконга (и из Чампасака туда можно добраться на пароме) стоит собрат Ват Пу, Ват Томо. Он не такой впечатляющий, напротив он давно всеми забыт. Но и этот храм таит в себе загадки.
Но я добавлю еще одну причину. Самый главный праздник здесь происходит в феврале. На полнолуние сюда съезжаются люди и поклоняются красоте этого места. Так что вперед, к новым открытиям!