Мандалай – отзывы и первые впечатления от земли бирманской

Мандалай, Мьянма (Бирма)/Mandalay, Myanmar (Burma)Мандалай – третий по значимости город Мьянмы, сказал нам монах у одной из пагод. Первый – это Янгон, а второй – столица Нейпидо. И вот мы очутились на улицах Мандалая. И для нас это был первый город в Бирме. Поэтому по Мандалаю мы много ходили пешком, чтобы понять не только сам город, но и всю страну. Из машины деталей не увидишь, только достопримечательности. Так что мы приземлились на севере Мьянмы (а рейс наш был из Бангкока), заселились в отель, и немного отдохнув после перелета, отправились знакомиться с Мандалаем. 

Наши отзывы о Мьянме

Первые впечатления от Мьянмы и наши отзывы. Фото по дороге в Мандалай

Оказавшись большим и довольно грязным городом, Мандалай тем не менее не оттолкнул сразу. Мы ехали сюда, ожидая, что люди дремучи с точки зрения цивилизации и испуганно жмутся по углам при виде иностранцев, по дорогам жуткого качества гремят колымаги колониального времени. А нет! За последние годы Бирма изменилась. Машины обновились, номера их тоже. На улицах многие надписи дублируются на английском (названия улиц, например, что удобно, особенно если гулять пешком). Дороги не сказать, что прекрасны, но, честно скажу, в некоторых регионах и областях у нас они гораздо хуже. А люди… Люди —  это отдельная история.

Едем из аэропорта

Едем из аэропорта в третий по значению город в Мьянме по дороге в Мандалай

 

Есть такое племя – таксисты. И тут, конечно, многие стараются выиграть побольше и просят выше, чем положено. Кто-то сообразил, что с приходом мобильной связи и других атрибутов роскоши, запросы тоже возросли. А кто должен оплачивать это? Конечно, иностранцы! Но не только ловкачами едиными полон Мандалай.

В туристических местах на иностранцах зарабатывают, а вот чуть отойдешь от скопления белых мистеров, так и на тебя уже совсем иначе смотрят. С недоверием и любопытством, но всегда добродушно. Пока мы прошлись по 62 улице, хоть и кишащей храмами и монастырями, но не шибко любимой приезжими, мы поздоровались, наверное, с половиной жителей района. Кто просто, проезжая на байке, улыбнулся, кто-то прокричал приветствие или послал знак дружбы, кто-то взглядом проводил. В любом случае, мы произвели фурор.

И, заказывая ужин в кафе для местных, мы тоже оставили незабываемое впечатление. Девочки смущались, не зная, как с нами говорить. Но все же несколько слов на английском они вспомнили, и мы обо всем договорились.

Мобильные телефоны и реклама мобильных услуг уже везде. Телефоны у каждого – от детей и монахов до бабулей. Причем в Мьянме начали сразу со смартфонов, не проходя путь, как мы от неподъемных раций размером с чемодан до чуда техники. Не очень большие телефоны с выдвижной антенной есть только у жителей совсем глухих деревень, где обычная сеть ловит с трудом или не ловит.

Машины новые и старые. Мотоциклы продаются на каждом углу за 400$. Так что развитие Мьянмы идет семимильными шагами в экономическое объединение всей юго-восточной Азии, и Мьянма очень старается соответствовать стандартам, которые установил ASEAN. Хотя остатки былой дремучести тоже никуда не пропали.

И пока Мьянма сосуществует сразу в двух образах. Возможно еще через несколько лет все это исчезнет окончательно. Конечно, таким прилизанным и единообразным государством, в которое превратился Таиланд, Мьянма вряд ли станет быстро. Но мы уже не успели увидеть то, какой она была до открытия сухопутных границ для иностранцев. Исчезает все быстро и бесследно. Теперь можно только угадывать.

Мы слышали, что надо быть готовым к тому, что в Мьянме никто вас не поймет. Но нет, не только персонал отелей говорит на английском, а все, кто хоть как-то связан с туристами, уже выучили необходимый минимум. Нас останавливал по дороге пожилой мужчина, уговаривая доверить ему транспортировку нас на холм Мандалая. И стало ясно, что страна меняется.

Когда мы гуляли по одной из пагод, с нами заговорил молодой человек-монах и рассказал немного о стране и месте, где мы встретились. И говорил он очень грамотно, хоть и с акцентом. И конечно, те, кто посмелее, просили сфотографироваться с нами на память. Вот таким мы увидели Мандалай, прогуливаясь по его дорогам. А теперь давайте пройдемся по городу вместе.

Фото Мандалай. Продажа скутеров в Мандалае

Продажа мотоциклов в Мандалае

Местный транспорт в Мьянме фото

Раритетный транспорт

Достояние старых времен, раритетный транспорт в Мьянме фото

Достояние старых времен

Мандалай, Мьянма (Бирма)/Mandalay, Myanmar (Burma)

Старый грузовик

Мандалай, Мьянма (Бирма)/Mandalay, Myanmar (Burma)

Современная грузовая техника в Мьянме уже не редкость

Маршрутка

Маршрутка в Мьянме

Мандалай, Мьянма (Бирма)/Mandalay, Myanmar (Burma)

Такая картина — обычное дело для Мандалая

Старое такси, трикша

Старое такси, трикша

Лошади тоже до сих пор возят людей по улицам Мандалая

Лошади тоже до сих пор возят людей по улицам Мандалая, такая упряжка называется хорс-карт

В Мьянме еще катаются на велосипедах

Еще катаются на велосипедах, и скоро это уже станет редкостью

А если транспорта нет, то пешком - с грузом на голове!

А если транспорта нет, то пешком — с грузом на голове!

Мандалай, Мьянма (Бирма)/Mandalay, Myanmar (Burma)

В Мьянме женщины носят тяжелые грузы на голове

Мандалай, Мьянма (Бирма)/Mandalay, Myanmar (Burma)

Торговка цветами

А есть на улицах Мандалая и такие чудеса теперь

А есть на улицах Мандалая и такие чудеса техники

И вообще все теперь вот так: ветхие дома и новые машины

И вообще все теперь вот так: ветхие дома и новые машины

Прогулка по Мандалаю

Город – большой, так что гулять надо уметь. Можно взять напрокат велосипед конечно, или даже машину. Но об этом когда-нибудь потом или даже в чьей-то другой истории. Мы отправились гулять пешком. Шумно, грязновато, не всегда приятно, но ново. Я ловила себя на мысли, что будто это Чианг Май, разросшийся до гигантских размеров, за которым не следят. Когда мы вышли к городским стенам и каналу, прокралась мысль, что вот уже и Канди запахло: шри-ланкийский город стоит на озере, а погода в дни посещения обоих городов стояла пасмурная. А еще кругом мужчины в «юбках» лонжи ходили с темным цветом кожи. Точно, Мандалай – это такая Шри-Ланка с северо-тайским природным колоритом.

Так мы и шагали, думая, а не грозит ли нам дождик в начале жаркого сезона? Пока погода радовала – прогулка была приятной, даже ветерок обдувал со всей нежностью, на какую способен. Было ясно, что спешить ради заката на холме Мандалая не стоит: небо затянуто тучами. Где-то потеряешь, где-то приобретешь.

62 улица, «храмово-едальная» и подарила ощущение, что мы, наконец, приехали в новую страну и узнаем то, что прежде было за нашим горизонтом восприятия.

Гуляя по Мандалаю, внимательно смотрите вверх. На проводах любят сидеть птички, обсуждать туристов и делать им пакости

Гуляя по Мандалаю, внимательно смотрите вверх. На проводах любят сидеть птички, обсуждать туристов и делать им пакости

С приходом новой эры многие стали заниматься своим внешним видом

С приходом новой эры многие стали заниматься своим внешним видом

Но сидеть без дела все равно не отвыкли

Но сидеть без дела все равно не отвыкли

Хотя заняться - есть чем!

Хотя заняться — есть чем!

Монах-джедай на улицах Мандалая

Монах-джедай на улицах Мандалая

Типичная улица не в центре

Типичная улица за квадратом Мандалая

Кстати, если жажда замучила, а с собой воды нет, можно рискнуть попить из таких кувшинов, раставленных по всему городу

Кстати, если жажда замучила, а с собой воды нет, можно рискнуть попить из таких кувшинов, расставленных по всему городу

Кто посмелее, очень хотели познакомиться с иностранцами

Кто посмелее, очень хотели познакомиться с иностранцами

Практические советы о Мандалае

Как ориентироваться в Мандалае, транспорт в городе

Ориентироваться в таком большом городе на удивление легко. Он построен вокруг квадратного дворца (как в Чианг Мае), и улицы все пронумерованы. Так что если вам нужно что-то найти, надо назвать номер улицы с севера на юг (их номер обычно больше в скоплении туристических достопримечательностей) и номер двух улиц, идущих перпендикулярно. Например вход в Шве Кыангу – это 62 улица и между 14 и 13 улицами.

Если вы попали в Мандалай по воздуху, то стоит знать, что аэропорт находится далеко от города. И, к сожалению, удобный бесплатный шаттл от Air Asia к февралю 2016 года был отменен. Так что теперь выход такой – такси. Если бюджет у вас широко растяжимый, то берите такси – стоимость его 12000 кьят ($10), и все, вас комфортно привезут, куда скажете. А если вы человек экономный, то можно попробовать сесть в минивэн и разделить свое путешествие с попутчиками (это называется здесь shared taxi). Такой вариант уже стоит 4000 с человека. Но все равно привезут туда, куда скажете. Поездка занимает где-то минут 30.

Стоимость такси по городу – как договоритесь. Нам один товарищ обещал «локал прайс» от Мандалай хилл до нашего отеля за 1500 с человека. Другой уже называл цену в 3000 с человека, но согласился за 2000. И мы тоже согласились, так как наступил вечер, пошел все-таки небольшой дождик, да и устали мы. Какие цены настоящие – мы пока не выяснили.

Вот маршрутки для местных, которые отходят в сторону Сагайна и Амарапуры с угла 84 и 31 улиц, стоят 500 кьят с человека. Один раз с нас попробовали взять в два раза больше, но мы сказали – нет, 500, и кондуктору пришлось смириться, что попались опытные фаранги. Еще один раз мы сели в маршрутку (это грузовичок без окон с тремя лавками — по бортам и в середине) и ждали отправления. Вдруг рядом притормозила еще одна маршрутка, и мы услышали, что она тоже идет в Сагайн, а народу там было больше, да и она уже двигалась, в отличие от нашей, где мы сидели и ждали наполнения. И мы решили пересесть. И тут между зазывалами разыгралась война за нас. Нас не хотели отпускать, преграждали путь. Кондукторы даже немного кулаками помахали друг на друга, но мы очень хотели быстрее уехать.  И уехали.

Где поесть. Кафе в Мьянме

Кафешки на улице – для местных – тоже назначают разную цену. Мы поели за пластиковыми столиками у дороги – это самый бюджетный вариант. Кто бывал в Азии, тот знает, что это такое. Так вот смущенные девочки устроили пиршество из риса, яичницы, приправ и солений, супчика и чая из термоса за 500 кьят. Кстати, суп подают всегда, и если вы его съедаете, а основное блюдо еще не осилили, хозяева считают своим долгом обновить порцию супа.

Если есть в кафе «под крышей», то цена возрастает. Главное различие: в кафе у дороги вам кладут из общего чана, а блюдо тут было приготовлено некоторое время назад. В «кафе под крышей» готовят индивидуально и (внимание!) на дровах! Газовые баллоны, как в Таиланде, видимо, есть не у всех. Мы их и не видели почти. Да и приготовленное на дровах блюдо – намного «домашнее».

Есть тут и европейские рестораны, где цены, наверное, тоже почти европейские. Но мы предпочитаем все же ходить пешком и видеть жизнь, вкушая ее вместе с местными во всех смыслах. Местные радуются, когда к ним заходят иностранцы, стараются сделать все очень хорошо, и даже порой слишком навязчиво наблюдают за вашей трапезой, чтобы быть полезным в случае, если что-то понадобится.

Дресс-код в храмах и пагодах

О храмах. Как известно, в святая святых в буддистских храма принято ходить босиком. И Мьянма тут не исключение. Но, как известно, эта страна не блещет чистотой, так что после посещения храмов ноги становятся черными от пыли и сажи, особенно в крупных городах. Избежать этого нельзя (разве что не заходить в храмы), но можно предотвращать. Если носить с собой влажные салфетки и вытирать ноги после выхода, то впечатление испорчено не будет. Тапки же многие рекомендуют носить с собой, но мы много раз оставляли свои сандалии у входа, и с ними ничего не случилось.

Есть и другие правила, не исключительно бирманские, а общеазиатские. В святые места одеваться надо прилично. К иностранцам, страдающим от жары, сострадания нет: все равно нужно прикрыть плечи и колени. То есть одежда должна быть именно такой длины и, если угодно, ширины. То есть никаких юбочек, шортиков и топиков на бретельках. Выхода два – найти хлопчатобумажные или льняные футболки и брюки (шорты ниже колен) или юбки (простенькую юбку лонжи можно купить за 4-5 тысяч кьят), в которых не будет жарко, или носить с собой в рюкзачке необходимую одежду, которую можно легко накинуть поверх привычной при входе в храм.

Правила похода в храмы

Что нельзя носить в храмы в Мьянме

Стоит ли останавливаться в гостинице в Мандалае?

При изучении города еще в Москве, казалось, что Мандалай – город богатый на достопримечательности и что жить надо там, периодически катаясь в соседние городки (тоже бывшие столицы) и возвращаться в Мандалай. Но на практике, уже поездив и поняв транспортную ситуацию, выяснилось совсем иное. Жить и базироваться нужно в Сагайне. А в Мандалай поехать с экскурсией на один день. И на это есть ряд причин.

Вид на Мандалай с верхнего этажа нашего отеля. Не очень романтично. Лучше селиться в Сагайне

Вид на Мандалай с верхнего этажа нашего отеля. Не очень романтично. Лучше селиться в Сагайне

Первая: в Сагайне красиво, тихо и приятно. Там почти нет мандалайской грязи, копоти, суеты. Сагайн – это такая милая неспешная деревня. Вечером гораздо приятнее гулять по тихим улочкам, чем по кишащим транспортом и усеянным красными бетельными плевками дорогам. Отели, говорят, здесь дешевле, и их довольно много. Гораздо удобнее прямо с утра начать осмотр бесчисленных пагод на Сагайн хилл, пока не так жарко, чем долго добираться из Мандалая. Опытные путешественники останавливаются именно здесь, вдали от суеты.

Основные достопримечательности – мост У-Бейн и Амарапура, Мингун и город Иньва находятся ближе к Сагайну, и нет никаких проблем добраться туда. Особенно это касается Иньвы. Из Мандалая придется либо заказывать тур, либо сначала ехать в Сагайн и там искать водителя, либо ехать на велике или пешком (а это около 25 км) или ловить маршрутки, выясняя на бирманском языке, куда они идут. Как лучше добраться из Сагайна в Иньву, я напишу еще в посте об Иньве.

А что касается причин селиться в Сагайне – думаю их уже предостаточно. Если бы мы знали об этом заранее, то поселились бы в Сагайне без раздумий. И хотя мы читали о  том, что выбор ночлега в Сагайне оптимальнее с точки зрения осмотра достопримечательностей в блоге одних путешественников, но не придали этому большого значения, а зря. И поскольку мы жили в Мандалае, то у нас ушло 4 дня на осмотр самого города и достопримечательностей вокруг него.

Чем мы занимались в Мандалае 4 дня

1 день, точнее половина дня после прилета из Бангкока – Мандалай хилл и храмы вокруг него
2 день – Сагайн и закат на мосте У-Бейн в Амарапуре
3 день, точнее снова половинка перед автобусом в Сипо – храмы на юге – Махамуни и Шве Ин Бейн
4 день – Мингун, Иньва и вновь закат у моста У-Бейн

Так что, начав знакомство со страной в Мандалае, мы в принципе узнали о бирманской части страны все основное. А позже все впечатления только подтверждались. Сюрпризы и неожиданности появились, когда мы уехали на территории, входящие в состав государство «Союз Мьянмы», но не являющиеся этнически бирманскими. Речь идет о Сипо из Шаньских территорий и Мраук-У из штата Ракхайн. Но об этом мы еще напишем.

Об Авторе

Ariana

Меня зовут Анастасия, и я пишу статьи о путешествии, психологии и истории.

1 комментарий

  1. Stribor

    Да уж, Мьянма и правда меняется очень быстро. Тот путь, который соседние страны проходили 10 лет, Мьянма пройдет года за 3-4. И то, что мобильные телефоны стали доступны населению, говорит о том, что мьянмарцев в ускоренном порядке старыми как мир способами подсаживают на западные ценности. И даже если качество местного телевидения еще остается на уровне 80-х годов, то продакт плейсмент используется на полную катушку. Смартфоны нынче ходят всегда с героями сериалов в Мьянме, и если у действующих лиц нет современного телефона, то они выставляются полными неудачниками. В фильмах же высмеиваются старые транспортные средства, как, например, чихающий автобус, который из-за постоянных поломок простаивает гораздо больше, чем ездит, и в котором от ветхости уже даже завелась крыса, с которой все подружились. Заемные деньги приходят в страну, люди начинают получать к ним доступ, и в соответствии с этим резко меняется уклад их привычной жизни, причем далеко не всегда в лучшую сторону.

Добавить комментарий

<