По дороге в Мандалай — в Сипо и обратно

Горный серпантин в МьянмеДорога из Мандалая в Сипо в Мьянме пользуется заслуженной славой. Это не просто путешествие, это словно переход границы совершенно иного мира. Различаются не только сам город Мандалай и штат Шань, в котором и находится город Сипо (Hsipaw), но и дорога туда – это словно преодоление. Мы испытали это на себе дважды, и обе поездки стали настоящим приключением, о чем я и расскажу очень подробно! 

Дорога в МандалайДорога в Сипо — историческая справка

Существуют автомобильная и железная дорога и между Мандалаем и Сипо. Они располагаются недалеко друг от друга и очень живописны.  Хотя, конечно, это далеко не единственная достопримечательность региона. Да и на самом деле дорога идет в Лашо, а затем продолжается  и дальше, к границе с Китаем. Но большая часть путешественников едет все же в маленький Сипо по железной дороге и старается проделать этот путь на поезде по одной причине – прокатиться над глубоким каньоном по высокому виадуку.

Железнодорожный виадук Готейк (Goteik), соединяющий Лашо и Пьин-И-Львин, построен в 1900 году (всего за один год) по проекту англичан и из американской стали. У виадука есть дублер, по дну каньона идет еще одна дорога, построенная для стратегических целей на случай уничтожения гения инженерной мысли начала XX века. Но по правде говоря, она не только ни разу не использовалась, но и на данный момент уже полностью уничтожена джунглями.

Всего два состава в день ходят по этому мосту – из Мандалая в Лашо и обратно. По мосту поезд идет очень медленно, так что можно насладиться видами шаньских гор и попытаться разглядеть невдалеке автомобильную дорогу.

И по автодороге тоже можно проехаться на автобусе, который, вихляя по серпантину, спускается вниз, а затем возвращается на горную высоту, над которой и живет народ штата Шань.

Мы планировали съездить в Сипо на автобусе, а вернуться на поезде, чтобы увидеть знаменитый виадук Готейк. Но давайте посмотрим, что из этого вышло.

Автобус из Мандалая в Сипо

Автобусных компаний, которые продают билеты  по маршруту Мандалай – Сипо довольно много. Мы в отеле попросили купить билеты, самим на автовокзал лень было ехать, да и дни у нас были загружены осмотром Мандалая и древних столиц вокруг него. Нам помогли, и билеты на автобус Duhtawadi Express по 5000 кьят были у нас в кармане. Оказалось, что совсем недалеко от отеля эта фирма собирает тех, кто живет в центре, и отвозит на автовокзал. Мы тоже пришли к конторе за час до официального отправления автобуса. Нас, еще двух фарангов и остальных погрузили в большой открытый грузовичок.

Выехали по расписанию, сервис – отличный. Дают воду, новый автобус, удобный. Но дорога по большей части горная, а потому узкая. И движение по ней весьма неспешное. К сожалению, мы пару раз застревали за грузовиками, поэтому иногда ехали довольно медленно. В городе Пьин-У-Львин (Pyin Oo Lwin)  автобус делает остановку примерно на полчаса. Здесь все ужинают (мы правда не рискнули, местная еда показалась не аппетитной), а водитель остужает колеса автобуса, заливая их водой. Город Пьин-У-Львин славится своим умеренным климатом, и в жаркий сезон здесь достаточно комфортно. Поэтому богатые мьянмарцы предпочитают иметь здесь дорогую недвижимость, чтобы периодически приезжать сюда отдохнуть. Все это стало нам понятно по видам, открывающимся из окна автобуса.

Опасная дорога в горах

По такой дороге не погоняешь при всем желании!

Дорога – горно-серпантинная. Так что если вас укачивает, готовьтесь! Виды – красивые, можно ехать и любоваться. Любопытная деталь: в Мьянме (по крайней мере в штате Шань) принято совсем уж закругленные серпантины разводить на два полотна. То есть встречные потоки не пересекаются и машины едут в одном направлении по одной дороге, а в другом – совсем по другой дороге. Иногда они соединяются. Это очень удобно, водители не беспокоятся о встречном движении.

Когда мы подъехали к глубокому каньону, через который проложен мост Готейк, по которому едет поезд, уже почти стемнело. Мы немного постояли в очереди, пропуская встречный транспорт, так как увязли в одном из поворотов, где две большие машины никак не могли разойтись (тут уже единая горная дорога причем довольно узкая!). Но вскоре наш автобус вновь стал бодренько спускаться вниз в полной темноте. Освещения здесь нет, потому движение в темноте еще больше замедляется. Проехав дно каньона, автобус начал подъем в гору. Но вскоре мы снова остановились.

Оказалось, что все фуры, машины и автобусы, которые спускались с противоположной стороны каньона, наглухо стоят. То ли у кого-то перегрелись шины, и он не мог двигаться дальше, но и не мог освободить место из-за узости полотна, то еще какая причина… Движение вниз было заблокировано и скопилась достаточно внушительная пробка. Судя по всему, стояли они чуть ли не с самого утра. А вот мы стройным рядом очень медленно ехали наверх, поскольку имели преимущество. Но на то, чтобы разминуться со встречными машинами, уходило много времени. В этой ситуации продолжать двигаться вниз могли только мотобайки.

Приехали мы в Сипо с большим опозданием и, конечно, в кромешной тьме. Вместо шести часов дорога заняла все десять. Но поскольку город небольшой, мы быстро нашли наш отель и отправились отдыхать перед приключениями, которые ожидали нас на следующий день в Сипо.

Сипо – Мандалай… снова на автобусе

На самом деле, как я уже говорила, мы планировали обратно из Сипо ехать на поезде, выйти в Пьин У Львин, так как в этом городе поезд делает длительную остановку (на полтора часа), и пересесть на автобус, так как поезд потом еще около пяти часов идет до Мандалая, куда мы таким образом прибыли бы около полуночи. Поздновато! Поэтому мы и решили продолжить путь из Пьин-У-Львина в Мандалай на автобусе, который доехал бы за два часа.

Из Сипо поезд отправляется в 9.40 утра, примерно в час дня проезжает по виадуку Готейк, а в Пьин-У-Львин приезжает в 16.00. Стоимость билетов на поезд из Сипо в Пьин-У-Львин: ординари класс 1200 кьят, аппер класс – 2750 кьят. Если вы хотите ехать от Сипо до Мандалая, то заплатить за билеты придется примерно в полтора раза больше.

Кабинет начальника станции

Здесь продает билеты начальник железнодорожной станции Сипо

Но все наши планы… не осуществились.

Мы попробовали купить билеты на поезд заранее вечером, заехали на железнодорожную станцию, но начальник станции отказался их продавать, заверив, что утром проблем с билетами не будет, и что нам надо придти за полчаса до отправления. Это не показалось нам тогда тревожным звоночком, хотя надо было бы задуматься, почему это невозможно заранее купить билет.

Утром наше приключение началось с того, что мы пришли на вокзал, и нам тут же сообщили, что поезд задерживается на 3,5 часа. Немного подумав, мы решили все же не ждать его, а сразу отправиться обратно в наш отель и спросить милую леди на ресепшн, какой автобус отправляется в Мандалай в ближайшее время. А пути в отель мы «осчастливили» новостью о задержке поезда еще одного попутчика, тоже жившего в нашем отеле немца, шедшего на поезд. Когда леди в отеле увидела, что мы возвращаемся, она тут же воскликнула: что, поезд отменили?И в итоге наша хозяйка всем троим быстренько купила билеты на проходящий через Сипо автобус Лашо — Мандалай, стоимостью 6000 кьят и уходящий буквально через час.

Мы были так рады! Ведь мы поедем в Мандалай, а поезд все еще будет задерживаться. Мы отправились ждать автобус на автобусную остановку на перекрестке дорог, находящуюся недалеко от нашего отеля. Там мы провели около двух часов в ожидании автобуса, разглядывая проезжающие грузовики, автомобили, проходящих людей и откровенно скучая. С нами также сидели ребята из Канады. Позже к нам присоединились и другие фаранги.

старый грузовик в Мьянме

По дороге грохотали разнокалиберные грузовики

маленький грузовичок

на дорогах азии

пассажирский грузовик

заходит бабушка в маршрутку

Маршрутки зазывали пассажиров

на мото под зонтом не жарко

Азиатский народный способ вождения байков — с зонтиком

мужик едет на велосипеде

По старинке

Монах на мотобайке

Монах на мотобайке

Крутые ребята

Крутые ребята

кудесник мяча

Виртуоз

И, наконец, несясь на всех парах, с опозданием почти три часа, автобус появился в поле зрения. Возликовав, мы погрузили все свои рюкзаки в багажное отделение, зашли в салон и онемели от ужаса. Внутри пахло машинным маслом, было жутко душно, а двигатель автобуса был виден прям из салона… А нам ехать часов 6-7… Но сюрпризы на этом не закончились. Автобус так и не смог завестись. Оказалось, что у него что-то случилось с подачей топлива в двигатель. Поэтому следующие два часа мы чинились силами усиленного экипажа (два водителя и два стюарда).

автобус в Мьянме

Приехал наш автобус. Снаружи вроде бы симпатичный. А внутри — старый и дряхлый.

сломался автобус

Чинились обеими командами — два водителя и два стюарда

Наша команда из фарангов сначала послушно ждала, потом у кого-то не выдержали нервы: трое ушли. Этих к нам подсадили от другой компании. А мы с немцем и канадцами ждали. Но вот и мы решили взять судьбу в свои руки: поискать другой автобус, минивен, попутку. Однако эти планы в короткое время разрешить не удалось. Мы только заметили бывших попутчиков, которые садились в машину. Они ждали те же два часа на солнце, и, наконец, смогли организовать себе транспорт и поехали в Мандалай.

Мы договорились с агентом, который продал билеты, а тот поговорил с водителем, что если мы найдем другой автобус, он отдаст нам деньги. Наступало время Х – 14.30. В этот час из Сипо уходит последний автобус в сторону большой земли! Но, о чудо в 14 с чем-то наш автобус оказался починенным, и мы все же отправились в путь. Оставалось только надеяться, что двигатель не станет капризничать, и мы благополучно минуем все опасные повороты спуска на дно каньона и подъема на его вершину .

Медленно ехал наш автобус. У каньона, над которым красуется виадук Готейк, на этот раз не было никакой пробки, и мы преодолели его довольно быстро. Но ехали все равно медленно и долго. В Мандалай прибыли только в 9 вечера. Так что путешествие наше началось в 8.30 утра, а закончилось поздно вечером. А поезд, кстати, так и не появился в тот день в Сипо. Попутчики нам рассказали, что поезда опаздывают всегда. Если опоздания нет – это исключение. А ехать в поезде ужасно некомфортно, его трясет из стороны в сторону, вещи падают с полок, так что приходится быть в постоянном напряжении. Но горная дорога и с автобусами играет разные шутки – причем как с компаниями, у которых новый автопарк, так и со старыми машинами.

Как ни странно, это изматывающее путешествие тоже было на пользу. Мы увидели красоту шаньских гор, встретили красивый закат и увидели-таки виадук Готейк, но издалека, из окна автобуса!

Мораль сей басни такова: если едете в горные районы Мьянмы, будьте готовы ко всему. Запасайтесь в дорогу водой, рассчитывайте время с запасом. И любые задержки, любые неурядицы воспринимайте как опыт.

дороги в Мьянме

Наконец-то в пути!

 

дорога в мандалай

Извилистая горная дорога в Мьянме

Начался спуск в каньон

горн серпантин фото

Дорога в Мандалай в культуре

Не мы одни готовы воспеть красоту северной Мьянмы и шаньских гор. Самым известным произведением, где упоминается Мандалай и дорога к нему, является стих Редъярда Киплинга «По дороге в Мандалай». Герой поэмы – старый английский солдат вспоминает былую славу и подвиги, считает, что его до сих пор ждет красавица, живущая в Мандалае. Серые английские будни ему не по нраву, и рвется душа в зеленую Бирму.

А из современных деятелей искусства отличился Робби Уильямс, который вновь поднял эту тему. В его ироничной песне он подсмеивается над нашим временем, в котором уж нет драконов и нет места подвигам. А жизнь – серия потерь и заблуждений, из которых никто не делает выводов. А ошибки множатся и повторяются, добавляя груз на плечи идущего долгою дорогой в сказочный и почти что нереальный Мандалай. Мечты уже нет, как у Киплинга, осталась лишь разъедающая скука.

Бирманские звездочеты точно были не правы: может этот город-мираж и стал бы мировой столицей буддизма, но кто-то что-то явно напутал, а легенды множатся, направляя доверчивых по ложному пути.

Любопытно, что ни Киплинг, ни Уильямс в Мандалае не бывали. Они, конечно, не единственные, кто упоминал город в своем творчестве, но тут речь идет именно о дороге. А что до нас, дорога эта, как и дорога в Мраук-У, совершенно точно останется в нашей памяти надолго!

Красивый закат фото

Закат в дороге

Об Авторе

Ariana

Меня зовут Анастасия, и я пишу статьи о путешествии, психологии и истории.

2 комментария

  1. Stribor

    Чтобы посетить Сипо, нужно минимум 3 дня потратить: 2 дня на дорогу и день на осмотр города. Казалось бы, что интересного в этом маленьком провинциальном городке, вдалеке от крупных городов? Я для себя сформулировал ответ на этот так: Дух Сипо можно прочувствовать, а можно и пройти мимо. Мало кто из путешественников включают Сипо в свой маршрут путешествия по Мьянме, в том числе из-за того, что добираться сюда очень долго. Только фанаты железных дорог едут сюда в обязательном порядке, а также заядлые рационалы, путешествующие строго по путеводителю. Просто так в Сипо сегодня почти никто не едет. А вот было время…

  2. Ariana

    Теперь, когда шаньские территории стали более менее открыты, то можно больше посвящать им время, и включать в маршрут не только Сипо, но и Пьин-У-Львин, Лашо и другие небольшие города в регионе.
    В южной части Шань находится знаменитое озеро Инле, обязательный пункт маршрута у большинства туристов. Инле смотрят почти вес (почти — это я нас посчитала, мы как раз на знаменитое озеро и не поехали). А вот в северной части все только начинается!

Добавить комментарий

<