По дороге в Мандалай – в Сипо и обратно | Мьянма

Дорога в МандалайДорога из Мандалая в Сипо в Мьянме пользуется заслуженной славой. Это не просто путешествие, это словно переход границы совершенно иного мира. Различаются не только сам город Мандалай и штат Шань, в котором и находится город Сипо (Hsipaw), но и дорога туда – это словно преодоление. Мы испытали это на себе дважды, и обе поездки стали настоящим приключением, о чем я и расскажу очень подробно! 

мандалай сипо

Дорога в Сипо – историческая справка

Существуют автомобильная и железная дороги между городами Мандалай и Сипо в Мьянме. Эти дороги располагаются недалеко друг от друга и очень живописны.  Хотя, конечно, это далеко не единственная достопримечательность региона. Да и на самом деле дорога идет в Лашо, а затем продолжается  и дальше, к границе с Китаем. Но большая часть путешественников едет все же в маленький Сипо по железной дороге и старается проделать этот путь на поезде по одной причине – прокатиться над глубоким каньоном по высокому виадуку.

Железнодорожный виадук Готейк (Goteik), соединяющий Лашо и Пьин-И-Львин, был построен в 1900 году (всего за один год) по проекту англичан и из американской стали. У виадука есть дублер, по дну каньона идет еще одна дорога, построенная для стратегических целей на случай уничтожения гения инженерной мысли начала XX века. Но по правде говоря, она не только ни разу не использовалась, но и на данный момент уже полностью уничтожена джунглями.

Всего два состава в день ходят по виадуку Готейк в Мьянме – из Мандалая в Лашо и обратно. По мосту поезд идет очень медленно, так что можно насладиться видами шаньских гор и попытаться разглядеть невдалеке автомобильную дорогу.

Читайте также:

Помимо поезда, в Сипо также можно добраться на автобусе, который, вихляя по серпантину, сначала спускается вниз каньона, а затем возвращается на горную высоту, на которой и живет народ штата Шань.

Мы планировали съездить в Сипо на автобусе, а вернуться на поезде, чтобы увидеть знаменитый виадук Готейк. Но давайте посмотрим, что из этого вышло.

Автобус из Мандалая в Сипо

Автобусных компаний, которые продают билеты  по маршруту Мандалай – Сипо довольно много. Мы в отеле попросили купить билеты, самим на автовокзал лень было ехать, да и дни у нас были загружены осмотром многочисленных храмов Мандалая и древних столиц вокруг него.

Нам помогли, и билеты на автобус Duhtawadi Express по 5000 кьят были у нас в кармане. Оказалось, что совсем недалеко от отеля эта фирма собирает тех, кто живет в центре, и отвозит на автовокзал. Мы тоже пришли к конторе за час до официального отправления автобуса. Нас, еще двух фарангов и остальных пассажиров погрузили в большой открытый грузовичок.

Выехали по расписанию, сервис – отличный. Дают воду, новый автобус, удобный. Но дорога по большей части горная, а потому узкая. И движение по ней весьма неспешное. К сожалению, мы пару раз застревали за грузовиками, поэтому иногда ехали довольно медленно.

В городе Пьин-У-Львин (Pyin Oo Lwin) автобус делает остановку примерно на полчаса. Здесь все пассажиры ужинают (мы правда не рискнули, местная еда показалась не аппетитной), а водитель остужает колеса автобуса, заливая их водой.

Город Пьин-У-Львин славится своим умеренным климатом, и в жаркий сезон здесь достаточно комфортно. Поэтому богатые мьянмарцы (а раньше англичане) предпочитают иметь здесь дорогую недвижимость (как в Нувара Элии на Шри-Ланке), чтобы периодически приезжать сюда отдохнуть. Все это стало нам понятно по видам, открывающимся из окна автобуса.

дорога в мандалай

По такой дороге, которая ведет из Мандалая в Сипо, не погоняешь при всем желании!

Дорога – горно-серпантинная. Так что если вас укачивает, готовьтесь! Виды – красивые, можно ехать и любоваться. Любопытная деталь: в Мьянме (по крайней мере в штате Шань) принято совсем уж закругленные серпантины разводить на два полотна. То есть встречные потоки не пересекаются и машины едут в одном направлении по одной дороге, а в другом – совсем по другой дороге. Иногда они соединяются. Это очень удобно, водители не беспокоятся о встречном движении.

Когда мы подъехали к глубокому каньону, через который проложен виадук Готейк, по которому едет поезд, уже почти стемнело. Мы немного постояли в очереди, пропуская встречный транспорт, так как увязли в одном из поворотов, где две большие машины никак не могли разойтись (тут уже единая горная дорога причем довольно узкая!). Но вскоре наш автобус вновь стал бодренько спускаться вниз в полной темноте. Освещения здесь нет, потому движение в сумерках еще больше замедляется.

Проехав дно каньона, автобус начал подъем в гору. Но вскоре мы снова остановились. Оказалось, что все фуры, машины и автобусы, которые спускались с противоположной стороны каньона, наглухо стоят. То ли у кого-то перегрелись тормоза, и он не мог двигаться дальше, но и не мог освободить место из-за узости полотна, то еще какая причина… Движение вниз было заблокировано и скопилась достаточно внушительная пробка. Судя по всему, стояли они чуть ли не с самого утра. А вот мы стройным рядом очень медленно ехали наверх, поскольку имели преимущество. Но на то, чтобы разминуться со встречными машинами, уходило много времени. В этой ситуации продолжать двигаться вниз могли только мотобайки.

Приехали мы в Сипо с большим опозданием и, конечно, в кромешной тьме. Вместо шести часов дорога заняла все десять. Но поскольку город небольшой, мы быстро нашли наш отель и отправились отдыхать перед приключениями, которые ожидали нас на следующий день в Сипо.

Сипо – Мандалай… снова на автобусе

На самом деле, как я уже говорила, мы планировали обратно из Сипо ехать на поезде, выйти в Пьин У Львин, так как в этом городе поезд делает длительную остановку (на полтора часа). Тут собирались пересесть на автобус, и все потому, что поезд потом еще около пяти часов идет до Мандалая, куда мы таким образом прибыли бы около полуночи. Поздновато! Поэтому мы и решили продолжить путь из Пьин-У-Львина в Мандалай на автобусе, который доехал бы за два часа.

Поезд Hsipaw – Mandalay:

  • Из Сипо в Мандалай поезд отправляется по расписанию в 9.40 утра, примерно в час дня проезжает по виадуку Готейк, а в Пьин-У-Львин приезжает в 16.00.
  • Стоимость билетов на поезд из Сипо в Пьин-У-Львин: ординари класс 1200 кьят, аппер класс – 2750 кьят.
  • Если вы хотите ехать от Сипо до Мандалая, то заплатить за билеты придется примерно в полтора раза больше.
сипо вокзал

Здесь продает билеты начальник железнодорожной станции Сипо

Но все наши планы… не осуществились.

Мы попробовали купить билеты на поезд заранее вечером, заехали на железнодорожную станцию, но начальник станции отказался их продавать, заверив, что утром проблем с билетами не будет, и что нам надо придти за полчаса до отправления. Это не показалось нам тогда тревожным звоночком, хотя надо было бы задуматься, почему это невозможно заранее купить билет.

Утром наше приключение началось с того, что мы пришли на вокзал, и нам тут же сообщили, что поезд задерживается на 3,5 часа. Немного подумав, мы решили все же не ждать его, а сразу отправиться обратно в наш отель и спросить милую леди на ресепшн, какой автобус отправляется из Сипо в Мандалай в ближайшее время. По пути в отель мы “осчастливили” новостью о задержке поезда еще одного попутчика, тоже жившего в нашем отеле немца, шедшего на поезд. Когда леди в отеле увидела, что мы возвращаемся, она тут же воскликнула: что, поезд отменили? И в итоге наша хозяйка всем троим быстренько купила билеты на проходящий через Сипо автобус Лашо – Мандалай, стоимостью 6000 кьят и уходящий буквально через час.

Мы были так рады! Ведь мы поедем в Мандалай, а поезд все еще будет задерживаться. Мы отправились ждать автобус на автобусную остановку на перекрестке дорог, находящуюся недалеко от нашего отеля. Там мы провели около двух часов в ожидании автобуса, разглядывая проезжающие грузовики, автомобили, проходящих людей и откровенно скучая. С нами также сидели ребята из Канады. Позже к нам присоединились и другие фаранги.

сипо транспорт

По дороге в Сипо грохотали разнокалиберные грузовики

сипо мьянма

сипо грузовик

сипо транспорт

сипо туктук

А маршрутки зазывали пассажиров

сипо мото

Не первые раз уже встречаем азиатский народный способ вождения байков – под зонтиком от солнца

сипо велосипед

А этот едет по старинке на велосипеде

сипо дорога

В Сипо даже монахи водят мотобайк

лонжи в мьянме

Мимо нас прошли крутые ребята в юбках-лонжи

сипо мальчик

А молодой виртуоз оттачивал свое мастерство рядом с автобусной остановкой

И, наконец, несясь на всех парах, с опозданием почти три часа, автобус появился в поле зрения. Возликовав, мы погрузили все свои рюкзаки в багажное отделение, зашли в салон и онемели от ужаса.

Внутри автобуса сильно пахло машинным маслом, было жутко душно, а двигатель автобуса был виден прям из салона… А нам ехать часов 6-7 по горным дорогам… Но сюрпризы на этом не закончились!

Автобус так и не смог завестись. Оказалось, что у него что-то случилось с подачей топлива в двигатель. Поэтому следующие два часа мы чинились силами усиленного экипажа (два водителя и два стюарда).

И тут мы вспомнили, как долго и мучительно мы добирались по дороге на Мачу-Пикчу во время нашего путешествия по Перу. В тот момент из-за обвала в горах мы уже даже не надеялись на то, что все-таки увидим Мачу-Пикчу – одно из восхитительных чудес света.

сипо мандалай автобус

С большим опазданием приехал наш автобус Лашо-Мандалай. Снаружи вроде бы симпатичный. А внутри – старый и дряхлый.

сипо автобус

И он тут же сломался. Чинились обеими командами – два водителя и два стюарда

Наша команда из фарангов сначала послушно ждала, потом у кого-то не выдержали нервы: трое ушли ловить попутку до Мандалая. Этих к нам подсадили от другой компании. А мы с немцем и канадцами ждали. Но вот и мы решили взять судьбу в свои руки: поискать другой автобус, минивен, попутку. Однако эти планы в короткое время разрешить не удалось. Мы только заметили бывших попутчиков, которые садились в машину. Они ждали те же два часа на солнце, и, наконец, смогли организовать себе транспорт и поехали в Мандалай.

Мы договорились с агентом, который продал билеты, а тот поговорил с водителем, что если мы найдем другой автобус, он отдаст нам деньги. Наступало время Х – 14.30. В этот час из Сипо уходит последний автобус в сторону большой земли! Если им не уехать, то придется остаться в Сипо еще на день.

Но, о чудо, в 14 с чем-то наш автобус оказался починенным, и мы все же отправились в путь. Оставалось только надеяться, что двигатель не станет капризничать, и мы благополучно минуем все опасные повороты спуска на дно каньона и подъема на его вершину .

Медленно ехал наш автобус. У каньона, над которым красуется виадук Готейк, на этот раз не было никакой пробки, и мы преодолели его довольно быстро. Но ехали все равно медленно и долго. В Мандалай прибыли только в 9 вечера. Так что путешествие наше началось в 8.30 утра, а закончилось поздно вечером.

А поезд, кстати, так и не появился в тот день в Сипо. Попутчики нам рассказали, что поезда опаздывают всегда, как и в Таиланде. Если опоздания нет – это исключение. А ехать в поезде, по их словам, было ужасно некомфортно, его трясет из стороны в сторону, вещи падают с полок, так что приходится быть в постоянном напряжении. Но горная дорога и с автобусами играет разные шутки – причем как с компаниями, у которых новый автопарк, так и со старыми машинами.

Как ни странно, это изматывающее путешествие тоже было нам на пользу. Мы увидели красоту шаньских гор, встретили красивый закат и увидели-таки виадук Готейк, но издалека, из окна автобуса!

Мораль сей басни такова: если едете в горные районы Мьянмы, будьте готовы ко всему. Запасайтесь в дорогу водой, рассчитывайте время с запасом. И любые задержки, любые неурядицы воспринимайте как опыт.

И вообще, эта поездка оказалась не такой и страшной, как поездка на автобусе в Мраук-У – другой удаленный регион, где мы тоже побывали во время нашего путешествия по Мьянме. А вот дорога из Мандалая в Баган оказалась, напротив, очень простой и быстрой.

Читайте также:

 

Из Бангкока в Сием Рип на автобусе

дорога в мандалай

Наконец-то в пути!

дорга мандалай сипо

сипо мандалай

Довольно скоро начался спуск в глубокий каньон, через который построен виадук Готейк для поезда

горная дорога в сипо

Дорога в Мандалай в культуре

Не мы одни готовы воспеть красоту северной Мьянмы и шаньских гор. Самым известным произведением, где упоминается Мандалай и дорога к нему, является стих Редъярда Киплинга «По дороге в Мандалай». Герой поэмы – старый английский солдат вспоминает былую славу и подвиги, считает, что его до сих пор ждет красавица, живущая в Мандалае. Серые английские будни ему не по нраву, и рвется душа в зеленую Бирму.

А из современных деятелей искусства отличился Робби Уильямс, который вновь поднял эту тему. В его ироничной песне он подсмеивается над нашим временем, в котором уж нет драконов и нет места подвигам. А жизнь – серия потерь и заблуждений, из которых никто не делает выводов. А ошибки множатся и повторяются, добавляя груз на плечи идущего долгою дорогой в сказочный и почти что нереальный Мандалай. Мечты уже нет, как у Киплинга, осталась лишь разъедающая скука.

Бирманские звездочеты точно были не правы: может этот город-мираж и стал бы мировой столицей буддизма, но кто-то что-то явно напутал, а легенды множатся, направляя доверчивых по ложному пути.

Любопытно, что ни Киплинг, ни Уильямс в Мандалае не бывали. Они, конечно, не единственные, кто упоминал город в своем творчестве, но тут речь идет именно о дороге. А что до нас, дорога эта, как и дорога в Мраук-У, совершенно точно останется в нашей памяти надолго!

сипо фото

Закат застал нас в дороге. В Мандалай приехали уже в полной темноте

 

* * *

Вот и все, что я хотела рассказать про дорогу из Мандалая в Сипо. Желаю вам добраться по ней без проблем, дорогие читатели!

 

Карта Мандалай – Сипо


Открыть на большой карте Гугл →

Условные обозначения на карте:

На карте Мандалай – Сипо бордовыми маркерам обозначены:

  • Железнодорожные вокзалы Мандалая, Пьин У Львин (Мемьо) и Сипо,
  • Автовокзал Мандалая, обслуживающий направление до Hsipaw – Lashio;
  • Виадук Готейк.

 

Полезно знать

 

Наша рекомендация: Как забронировать отель дешевле

 

В первую очередь, надо найти и сравнить цены отелей со скидками на разных сайтах бронирования. Чтобы не терять время, мы используем удобный поисковик – RoomGuru. Он сразу ищет лучшие предложения в интернете и показывает самые выгодные из них. Остается только выбрать подходящее и поехать отдыхать!

Отели со скидками на RoomGuru

 

Где купить дешевые авиабилеты в Мьянму

Мы искали дешевые авиабилеты в Мьянму на сайте Aviasales.

  • Все билеты в Янгон смотрите вот здесь
  • Все билеты в Мандалай смотрите тут

* авиакомпании часто устраивают распродажи, не упустите возможность выгодно приобрести билет!

Об Авторе

Ariana

Меня зовут Анастасия, и я пишу статьи о путешествии, психологии и истории.

5 комментариев

Перейти полю для комментария

  1. Stribor

    Чтобы посетить Сипо, нужно минимум 3 дня потратить: 2 дня на дорогу и день на осмотр города. Казалось бы, что интересного в этом маленьком провинциальном городке, вдалеке от крупных городов? Я для себя сформулировал ответ на этот так: Дух Сипо можно прочувствовать, а можно и пройти мимо. Мало кто из путешественников включают Сипо в свой маршрут путешествия по Мьянме, в том числе из-за того, что добираться сюда очень долго. Только фанаты железных дорог едут сюда в обязательном порядке, а также заядлые рационалы, путешествующие строго по путеводителю. Просто так в Сипо сегодня почти никто не едет. А вот было время…

  2. Ariana

    Теперь, когда шаньские территории стали более менее открыты, то можно больше посвящать им время, и включать в маршрут не только Сипо, но и Пьин-У-Львин, Лашо и другие небольшие города в регионе.
    В южной части Шань находится знаменитое озеро Инле, обязательный пункт маршрута у большинства туристов. Инле смотрят почти вес (почти – это я нас посчитала, мы как раз на знаменитое озеро и не поехали). А вот в северной части все только начинается!

  3. Elena

    Анастасия, добрый день!
    скажите, пожалуйста, в своих поисках обратного транспорта из Хсипо вам не встречались случайно автобусы, которые бы шли в Баган прямиком из Хсипо?

    1. Ariana

      Елена, здравствуйте!
      Когда мы ждали автобус из Сипо в Мандалай на дороге Лашо-Мандалай у конторы RC, мы видели объявления с направлениями, которые обслуживает эта компания. Среди них был и Баган (Ньяунг-У). Так что чисто теоретически можно купить единый билет из Сипо в Баган.
      Но дорога все равно одна и та же, и автобус будет ехать через Мандалай. Мое предположение: контора продаст два билета: Сипо-Мандалай и Мандалай-Баган. Это может быть удобным решением. Но в то же время стоит помнить о том, что дороги горные и могут быть задержки, и тогда вам самостоятельно придется решать проблему со вторым билетом, если автобус приедет не вовремя.
      Посоветую этот вопрос решить в отеле, в котором вы остановитесь в Сипо. Особенно если там есть англоговорящий персонал. Они вам точно объяснят, будет ли это единый автобус или два.

  4. Elena

    Анастасия, спасибо большое за ответ! разберусь на месте 🙂 хорошо бы это был ночной бас…мечтаю 🙂

Добавить комментарий