Содержание
Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь
Лужецкий Ферапонтов монастырь, который находится в Можайске, широко известен за пределами Московской области. Сегодня он является одним из важнейших мест паломничества для верующих (см. официальный сайт). Посмотреть его решили и мы.
Экскурсия в историческое прошлое
Я бывала в Суздале и Владимире, и в Угличе и в Дмитрове, Ярославле, Костроме, в Сергиевом Посаде, в Переславле, Боголюбово и видела знаменитую колокольню на речке Нерль. В некоторых из этих городов я бывала по несколько раз. И все же я могу смело сказать: Лужецкий монастырь в Можайске любопытнее и интереснее всего Золотого кольца, по которому принято проехаться хотя бы раз в жизни, куда привозят даже иностранных туристов, чтобы показать – вот она, история России в камне, во плоти, так сказать.
Но, как многим известно, историю пишут победители, и, разумеется, победители становятся белыми и пушистыми в своей интерпретации действительности. Летописи многократно редактируются, ненужные даже уничтожаются. Это не скрывается даже.
Во время Раскола победившие с особым азартом сжигали и книги, и людей. Конечно, и у победителей могут быть свои минусы и слабости, но принято на это закрывать глаза и скорбно произносить: так было нужно Отечеству. А зачем это было нужно?
Обычно не принято задавать таких вопросов. Ведь даже теория Дарвина за них – выживает мол сильнейший, значит, так надо. Были бы мол раскольники или другие враги правы, то они бы выиграли войну.
Но кто был прав, мы не знаем, однако выяснить то, что скрыто от глаз, все равно желаем. Ведь чего бояться, если победители правы?
Как добраться в Лужецкий Ферапонтов монастырь в Можайске
А мы любим задавать вопросы, поэтому однажды собрались и отправились в сторону Можайска. Ехать от Москвы совсем не долго (около двух часов), особенно если не попасть в пробку на Минском шоссе. Направление популярное, так что стоит подумать, чтобы всех опередить и выехать пораньше.
В Можайске надо свернуть к реке по указателям, и скоро перед вами предстанут белые стены Лужецкого Ферапонтова монастыря. Казалось бы, все типично: строение на берегу петляющей речки, внутри стоит храм, здание, где жили монахи. Вокруг – мощные стены. Красиво, люди приходят на службу.
Чем интересен Лужецкий Ферапонтов монастырь?
Особенности Лужецкого монастыря бросаются в глаза сразу же. Даже если глянуть на храм, сразу же хочется спросить: а что с ним случилось? Почему он стоял закопанным в землю почти наполовину? Сейчас храм откопан, и к нему приставили большую лестницу. Очевидно в то время, когда он стоял под землей, нижние помещения, где изначально был вход, и использовался верующими по назначению: для служб и молитв. Но теперь алтарь перенесен наверх.
Мгновенно приходят на ум тысячи подобных зданий, которые до сих пор стоят закопанными, нелепо моргая половинками глаз-окон из-под земли. И ведь речь идет не только о христианских и богоугодных заведениях, в разных городах России можно встретить здания, закопанные в землю, первые этажи которых стали полуподвальными помещениями.
В самом деле, в здравом уме кто-то будет строить и проектировать свои здания подобным образом? Чтобы люди жили внизу? Внизу под жилыми помещениями всегда было принято устраивать погреб для хранения продуктов (если речь идет о простой семье) и своих богатств и товаров (если мы уже говорим о купцах). А у нас здания закопаны! И выглядят нелепо. А вот если их откопать, они сразу становятся красивыми и логично спроектированными, законченными.
Значит, какой первый вопрос, который задает Лужецкий Можайский монастырь? Да, верно: что же такое случилось совсем недавно, что были погребены здания? Потоп, цунами? Это, конечно, из ряда фантастики, но других версий сразу в голову и не приходит. Многодневный дождь с ветром? А главное, почему после бедствия не стали откапывать? К примеру, в Европе – стали. На многих картинах изображены люди с лопатами, откапывающие Рим и другие города. И речь там не идет о восстановлении исключительно объектов Римской империи.
Странные захоронения и письмена в Лужецком монастыре в Можайске
Сразу за церквушкой можно увидеть странные белые камни, поваленные, как говорят, «мордой в салат». Поскольку не все лежат именно в таком положении, то можно их осмотреть. И при пристальном внимании мы вдруг видим письмена и понимаем – это надгробные камни. Это камни, стоявшие у чьих-то могил.
А чуть подальше видим и само кладбище. Где подобные камни – самые легкие из представленных – лежат на привычном для себя месте. Однако стоит подойти и сразу становится ясно, что надгробия не принадлежат могилам. Они просто положены сверху. Так, для красоты. Валялись кругом, а после похорон братьев на их могилы были сверху поставлены камни. Их украшают совсем не христианские символы – свастика, коловрат и другие. Следующий вопрос, следовательно, откуда взялись эти камни в христианском можайском монастыре?
А вот камни поваленные на заднем дворе, уже гораздо интереснее. Когда-то они послужили фундаментом для строительства. То есть пришли люди на место захоронения, посмотрели, что надгробные камни очень даже ничего и использовали их для строительства. Сейчас, когда храм уже откопали и восстановили, надгробия бесполезным грузом лежат рядом. Убрать их – задача не из легких, тяжелые они очень. Да и не мешаются особенно. Письмена не везде видны. А где видны, то удивление просто зашкаливает.
Я не могу не сказать, что в принципе удивляет поведение тех, кто строил из надгробий фундамент. То есть совсем уважения не было? А ведь язык там – русский, древнерусский точнее, свой. Что это за неуважение тотальное? Разграбить чужую могилу и построить из нее храм! Никакой религиозной войной это не объяснить. Это просто бесчеловечно.
Но вернемся к надписям на камнях в Лужецком Ферапонтовом монастыре. Были попытки расшифровки, которыми занимались сторонники альтернативной истории, поэтому я не буду повторяться. Скажу лишь одно – здесь, на территории монастыря в Можайске, лежат свидетельства истории страны. Ведь стиль и способ нанесения букв совершенно разный, это несколько временных пластов.
Эта версия события никого уже не интересует. Так как мы слишком привыкли верить в официальную версию. Но как мне кажется, стоит присмотреться и для себя понять хотя бы одно – наши победители не всегда белые и пушистые. Не значит это автоматически ведь, что проигравшие безвинны. Кто знает? Но честно ли то, что нам не предоставляют выбор самим разобраться, что это была за борьба, за что и какие ставки были сделаны?
Фотографии надгробных камней
Кладбище при Можайском Лужецком Феропонтовом монастыре
Читайте также
Смотреть комментарии (8)
Вообще, все эти резные камни в Лужецком Ферапонтовом монастыре хранят какую-то загадку. Если уровень земли стал выше, а потом его понизили, то почему камни на заднем дворе так ровненько лежат, будто их только поставили? А если они там были изначально, то почему их не стали убирать? В общем, для меня наличие этих странных древних камней и входа в храм на уровне второго этажа так и осталось загадочным.
Да, тут сразу две загадки (хотя, быть может, и больше): одна геологическая, а вторая историческая. Что же это за камни с письменами, кому они принадлежали и почему их не постеснялись использовать в качестве фундамента и надгробных плит для повторных захоронений? И что вообще творилось в Европе, раз многие здания оказались погруженными в землю? Многие и до сих пор там находятся, и называется у нас это цокольными этажами. Любопытно!
На одном их камней (торец, три строки) явно читается начало - лѣта ~ЗРНѲ (7159, т.е. 1651 от Р. Х.) и конец второй строки - ТАТІАНА
Простите, что лезу не в своё дело, но причина и время использования камней гуглится легко. Как я и подозревал, камни использовали большевики - "...До конца 1929 года собор был открыт как приходской. 11 ноября 1929 года, согласно протоколу Мособлисполкома и Моссовета, храм был закрыт (...) В довоенный период в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медицинского оборудования. На монастырском некрополе находились фабричные гаражи со смотровыми ямами, складские помещения. В братских келиях были устроены коммунальные квартиры..."
Да, многие слова легко читаются :-)
С большевиками все ясно, это же обычная практика. Мне больше интересен более давний пласт, что с этими камнями сделали реформаторы Никона. И, конечно, вопрос проседания зданий - не только здесь, а вообще во многих странах - очень любопытен.
Еще в 70х годах были проведены исследования некоторых текстов надгробий этого же монастыря и было выявлено, что это восточный готский язык, от которого произошел русский и другие восточные славянские языки, и вообще славянские. Это целая теория. На одной из них был изображен Велес (Один) с двумя воронами.
Спасибо за ваше мнение и сведения!
Вы не поверите, если бы не мой сон, о Можайском колоколе, я бы и не знала о существовании Моностыря. Прочитала заметки в Интернете, очень интересно и даже можно сказать загадочно.
С ув. Ирина. Украина. 27.01.2018