Музыка 2014, или что я слушала во время кругосветки

IMG_144357Так уж вышло, что 2014 год стал удивительным для меня. Большую его часть мы провели в Таиланде, много ездили по северу и заново открывали для себя удивительную и простую красоту тайских холмов. Мы побывали в Лаосе, дружелюбной и милой стране, которая уже давно звала к себе в гости. А затем началась активная фаза кругосветки – мы отправились в поход в Америку. А затем нас пригласила к себе Южная Америка, гостеприимно раскрывая свои тайны. 

Конечно, во время путешествия очень часто спасает музыка. Когда едешь в автобусе из одного города в другой, или рассекаешь по машине мимо национальных парков, музыка спасает от скуки или же изящно дополняет иллюстрацию за окном. И оказывается, что музыка Альфавиль принадлежит почему-то Перу, а песни Шакиры понимаются без слов, когда за окном видишь бархатные холмы Колумбии.

В таких условиях трудно открывать для себя что-то новое, больше заново влюбляешься в привычное и давно знакомое. И все же каким-то магическим образом ко мне просочились новости о релизах новых альбомов от любимых артистов, полюбились те, кого я давно знала, но не особенно обращала внимания, и даже обнаружились совершенно новые и неизвестные мне песни и певцы.

Итак, пустимся на волнах нашего радио!

Alizee Blonde

Я отношусь к весьма сдержанным поклонникам Ализе. Когда она появилась на сцене, мне как и всей молодым людям конца 90-х понравилась веселая песня про Лолиту. В то время я еще была непостоянным поклонником начальницы Ализе, Милен Фармер. Вроде бы я ее знала и даже любила, но не слушала. Но времена изменились: Милен стала любимой певицей со временем, а Ализе затерялась в толпе. Однако каждый раз, когда у юной и прелестной француженки с Корсики выходил новый альбом, он каким-то образом доходил до меня. И альбомы эти оставляли меня равнодушной. Кроме Une Enfant du Siecle 2010 года. Странный роман с космическими далями и синти-попом был отвергнут большей частью слушателей Ализе, однако мне он пришелся по душе.

И вот в 2014 году вышел новый альбом, простой и свежий. Ализе объявила себя блондинкой со всеми вытекающими. Что ж, такая легкость мне показалась симпатичной и честной. Все-таки сложно жить в тени Милен всю свою творческую карьеру. В меру своих способностей и таланта, Ализе пытается сказать свое слово. И как видно, пока ее не совсем принимают всерьез, она томится и бросается в эксперименты, то искренне берясь за радикальное изменение имиджа, то пытаясь угодить публике. Но за ее путешествием следить интересно. Вдруг все же Ализе превратится в настоящую жемчужину?

Lily Allen Sheezus

Лили Аллен вернулась в шоу-бизнес после своих семейных перипетий, после рождения долгожданных детей. Она обязана по контракту выпустить три альбома, так что Лили этим и занялась – долги надо отдавать. И она честно об этом поведала в своих песнях, иронично назвав альбом и заявив, что участвовать в гонке супер-див не намерена. Ей за время ее отпуска стали интересны другие темы – материнство, семейная жизнь. С присущей ей откровенностью Лили поет о своих соперницах, но и в то же время замечает, что теперь конкуренция не имеет смысла, ведь у нее иные приоритеты в жизни. У Лили совсем иная жизнь, хоть она вновь стала появляться на обложках журналов. И стоит только задуматься: когда она выполнит условия контракта, останется ли она в шоу-бизнесе? Или ее голос можно будет слушать только друзьям?

Анна Пингина

Это единственная русская певица в моем треклисте в этом году. Анна Пингина вобрала в себя всю традицию народных песен. И вдруг авторская песня стала по силе такой же сильной, как древние тексты, сохранившиеся в деревнях и добытые фольклористами. Стало быть, девушка чувствует нутром традицию и воплощает ее в своем творчестве.

В песнях встает та самая древняя сила, которая воскресала при чтении сказок о Василисе или Хозяйке Медной горы. И в то же время это не только давно знакомые образы, это и живые истории. Вневременье сказок находит еще один пласт – только что как всегда. И потому воспринимаешь историю как личное событие, а затем и вовлекаешься в мифопоэтику. Так бывает всегда. Вот и со мной случилось. И с каждым слушателем Анны.

Tia Carrere

Гавайская певица Тиа Каррере вполне сносно управляется с наследием своих островов. Она изящно расслаблена в альбоме Hawaiiana и поет на родном языке так мягко, что понимаешь, что уже погрузился в теплые воды Тихого океана. Или качаешься на лодочке. Или же сидишь у берега и наблюдаешь закат, а затем при свечах слушаешь прибой. Тиа своим магическим голосом создает гавайское настроение.

А вот Dream – это представитель звука начала 90-х, типичный поп-альбом, но с тем же магическим голосом Тиа. Не знаю, кому как, а мне нравится это простое звучание, и я с удовольствием порой переслушиваю тех артистов, кто записал что-то интересное в период за 1990-94 года.

Vanessa Paradis

Конечно, Ванессу я знала давно и даже любила несколько ее песен, а точнее две – Be my baby и Varvara Pavlovna. Этим мое знакомство с творчеством француженки и было ограничено. Но  в этом году почему-то мне вдруг захотелось узнать, что же такое вообще поет Ванесса Паради. И ознакомившись с ее альбомами, я обнаружила главное достоинство, которое может быть у артиста. Артист растет. Меняется жизнь Ванессы, меняются ее привычки, она проходит через какие-то испытания, она перерастает то, что раньше было для нее актуальным. И творчество следует за ней.

Особенно это заметно по исполнению главного хита певицы Joe le taxi. Если в юности это была романтичная песня, полная надежд, и Ванесса рассказывала девичью историю о знакомстве с загадочным персонажем. То теперь, когда певица давно уже не в подростковом возрасте, композиция стала более приземленной. Она уже знает, что ее ждет после приключения с таксистом-Джо, она внутренне к этому готова, но такова жизнь, она не сопротивляется. Романтики нет, есть привычная рутина и спрятанное разбитое сердце.

Так Ванесса обращается со старым материалом. А вот новый отражает то, что происходит с ней в данный момент. Она не боится взрослеть, не боится возраста. Она просто остается собой. Не только сексуальной умненькой девочкой, но и матерью, и умудренной опытом женщиной. Она – растет, и это главное ее преимущество. Моими фаворитами стали Divine idylly и Des que J’te vois, Natural high и I’m waiting for my man.

Shakira Shakira

Шакира выпустила одноименный альбом, таким образом заявляя, что подборки именно этих песен лучше всего отражают состояние ее творчества. Но альбом вышел на удивление ровным. Там нет мега-хитов, все песни добротные и качественные. Дуэт с кантри-легендой смотрится к месту (Medicine), посвящение мужу-футболисту тоже трогательно (23), монументальная Empire – это весьма приличная песня-заявка. И даже футбольный Dare не кажется чем-то более выдающимся, чем прошлый гимн чемпионата (Waka Waka), тем более, что он легко транформируется в песню о танцполе La La La. Лично у меня сложилось такое впечатление, что альбом этот не квинтэссенция Шакиры, а наоборот – полная потеря ориентации и незнания, куда двигаться. И вроде бы перемены в жизни певицы подсказывают направление, но идти туда – лишиться большей части аудитории. Поэтому Шакира остается одной из самых продаваемых артистов Латинской Америки и тихонько теряет свою индивидуальность. Мои личные фавориты – Spotlight (за честность и за простоту) и Chasing shadows (за ту же простоту электроники).

Kylie Kiss me once

Кайли Миноуг, смешливая австралийка, уже не так молода, как прежде. Однако почти все ее творчество выражает чаяния двадцатилетних девушек, и сама певица отчаянно пытается соответствовать этому возрасту. Однако таковы правила. Взлеты и падения Кайли научили ее многому, но все же она по-прежнему старается идти на поводу у индустрии. А та требует единственное, что продается: секс. Поклонникам Кайли прекрасно известно, что кроме сексуального образа в ее арсенале имеется и умненькая женщина, которая все порывается написать «взрослый» альбом со зрелой лирикой. Но настоящее творчество Кайли выходит только по большим праздникам, в виде неизданных песен, которые сама Кайли в интернет и выкладывает, или же на би-сайдах. В виде исключения ей разрешают выпустить блестящую и искреннюю балладу Flower на сборнике хитов, исполненных с оркестром.

И весь образ Sexy Kylie представлен на этом альбоме – чувственном, но вызывающем. И выходит именно так, как сама певица поет в одном из бонус-треков: просыпаешься, а оказывается твой милый проговорился во сне, и у него есть другая. А ты, такая красивая и желанная, спишь в постели с врагом. Романтичный и трагичный образ достиг апогея. Милая женщина Кайли спит в постели с врагом, и не замечает, что ее главный враг — она сама. И даже симпатичность и качественность ее песен уже не спасают. Таких у нее полным-полно. Движения нет. Но вряд ли она не знает об этом. Ведь образ для альбома избран подходящий. Белоснежка ждет, пока ее поцелуют и разбудят. Она ждет чуда.

Chris de Burgh The hands of man

Альбом Криса де Бурга вышел не совсем вовремя. Вот уж кто точно стал жертвой моего путешествия. Я не смогла его толком послушать, все было некогда. И похоже, он станет таким же непонятным для меня, как и Timing is everything. Я так и не поняла этот альбом, и The hands of man рискует пополнить эту печальную статистику. Или просто должно прийти время, когда я услышу эти песни.

Iris Radiant

Дуэт из Остина и Нью-Йорка, уже давно знаменит своим уникальным звучанием и неповторимым голосом солиста Рейгана Джонса. И хотя для синти-попа голос – это один из основных инструментов – и тут мало кого удивишь в этом стиле, все же Рейгана стоит выделить среди своих коллег. Его голос – хоть и не всегда профессионально звучащий – лично я определяю так: пой, пожалуйста, только пой!

И вот уже шестой альбом подряд Iris держат марку. Они двигаются вперед, каждый альбом не похож на предыдущий. В рамках довольно скованного стиля они умудряются иметь собственное лицо и смело экспериментировать, смешивая стили и торя собственную дорогу в том мире, где, казалось бы, есть только один император и все обязаны следовать провозглашенным законам. Radiant вышел не таким ярким, как Wrath или Blacklight. Более размеренным звучанием и медитативными перешептываниями волн – вот чем отличаются Iris в этот раз.

И как всегда лирика заслуживает отдельного разговора. Рейган отличался довольно предельной откровенностью признаний и психологичностью сюжетов, что придает песням достоверность. А обрамленная в аранжировки Эндрю Сеги музыка становится магической дверью в чужую реальность, где можно тихонько наблюдать за алхимией эмоций и размышлений.

Echosmith Talking dreams

Молодая группа из Южной Калифорнии представила на суд слушателей такую же свежую музыку. И пусть это весьма простые песни, зато мелодизма и присущего только калифорнийской музыке шарма там хоть отбавляй. Солистка еще неумело пользуется своим даром – голосом – но зато искренне рассказывает о своих девчачьих переживаниях и чаяниях. А разве не интересно послушать искреннюю исповедь девушки, которая верит в красоту мира и удивляется красоте закатов. Ее мир ярок. И разве всем обязательно вещать о тяготах жизни? Нет, юность – это время любить и мечтать. Об этом и поют в Калифорнии, оживляя своими мелодиями  пустынные и солнечные пейзажи своей родины.

Tori Amos Unrepetant Geraldines

Тори Эймос – дама неоднозначная. Ее так долго обвиняли в том, что она копирует манеру Кейт Буш, что она ушла в такие дебри поп-музыки, куда до нее никто не ходил. И в общем-то ей пришлось доказывать, что она – артист уникальный. И теперь, когда она живет счастливой семейной жизнью и не надо утруждать себя новыми доказательствами, Тори записала просто красивый альбом. Вернулась к корням, если можно так сказать. То, с чего она начинала, но со своим многолетним опытом. Умудренная чертовка с неповторимым ангельским голосом – вот такая она, Тори Эймос.

Она может честно признаться в своих чувствах, не боясь, что те неприемлемы в данной ситуации. Ее энергии так много, что хватает на всех. И теперь это не только боль и сарказм, не только нежность, это еще и мудрость. Океан эмоций в облачной музыке – мастерица Тори выткала очередной шедевр!

Coldplay Ghost stories

Задорный ряд альбомов Coldplay, должно быть, очень удручал поклонников группы. Они ведь пришли на волне жалобных песен несчастных молодых людей, которые честно рассказывали о своих переживаниях и размышлениях о бренности жизни. И вдруг откуда ни возьмись – радуга позитива! Что ж, в творчестве Coldplay снова наступила эпоха печали. Помноженная на электронику, тоска стала царицей в песнях группы. Но как мне показалось, это снова вызвало неудовольствие. У группы уже такой статус, когда необходимо выпускать только блестящий материал, провалов не простят. А они всего-то и делают, что описывают мир, что видят вокруг себя. И раз уж фронтмену грустно в связи с разводом, то такие песни он и написал. Так что запасаемся платочком и грустим вслед за ним, или пропускаем этот релиз и ждем следующий альбом, который может оправдать ожидания. А мне лично каждый альбом группы кажется особенным и по-своему интересным. Не каждый из них я переслушиваю часто, (как дебютный и X&Y, являющиеся моими фаворитами), но ругать я Ghost stories не стану.

Fancy Shock and show

Есть у каждого исполнителя главные песни, по которым их знает большинство. Но есть и другие, неочевидные хиты. И творчество любого исполнителя проверяется наличием этих скрытых жемчужин – они прячутся в альбомах, издаются на синглах или же скрываются на би-сайдах. Это то, за что любят артиста преданные поклонники. И именно это и есть самое настоящее творчество. То пространство, где не властны рекорд-компании, где не индустрия диктует правила, а артист священнодействует.

И неожиданно Fancy издает альбом ремиксов Shock and show, и включены в этот сборник те самые жемчужины. И вот перед нами осторожно раскрыли раковину, в которой столько лет рождалось сокровище. Здесь нет места всем известным боевикам, здесь неожиданно мои любимые песни из золотого периода творчества певца. И самое удивительное, что при всей простоте этих ремиксов, вес они довольно приятны: не перегружено, все на своем месте, но слышны дополнительные и неожиданные нотки. Все, что и требуется от альбома ремиксов. И все же, показателем стоит назвать Blue eyed lady. Эта песня совершенна в оригинале, и вот как можно улучшить это чудо?

Morrissey World peace is none of your business

Стивен Патрик Моррисси всегда был легок на высказывания и остер на язык. Ему ничего не стоит пригвоздить любого человека или целую страну к ответу – будь это его родина или иностранное государство. Моррисси считает, что у него есть мнение по любому вопросу, а музыка – это та самая трибуна, на которой он знакомит публику со своим мнением. А если это по какой-то причине не ваше дело, вы можете не покупать его диски и не слушать великого оратора. Но я, поскольку ирония ирландца-англичанина мне по душе, стараюсь знакомиться с его творениями. И даже если я не всегда с ним согласна, но вот слушать мелодичные песни и приятный голос я очень люблю.

Итак, в новом альбоме Моррисси мир, как и обычно, объемен, мелодия свежа, а голос – задорен! В общем-то, что еще необходимо для хорошей английской музыки? Но мир его одинок. Оратор всегда страдает от одиночества за своей кафедрой из слоновой кости. И последователи-слушатели Стивена Патрика, они такие же: каждый мнит себя непонятым гением и свысока глядит на окружающих. У каждого свой выбор – вмешаться в дела планеты и быть порицаемым за это Морриссии или страдать от одиночества и злых слухов как Моррисси. Но связь тут всегда есть. И да, без иронии, банально – это музыка.

Morten Harket Brother

А победителем в моем хит-параде в этом году стал Мортен Харкет, сольный альбом которого показывает, что с каждой работой Мортен совершенствуется в своем мастерстве. Сольники у него разные, и это хорошо. Лично я являюсь большой поклонницей низкого голоса Мортена (хотя и высокий фальцет певца тоже могу послушать при случае), так что на этот раз праздник оказался на моей улице. Весь альбом сделан будто для моих ушей.

Все от Brother до First man to the grave мне кажется изысканным материалом. И самое главное, этот альбом совершенно точно не станет сенсацией чартов, настолько он сделан для себя, для самого Мортена. Как он и обещал, он захотел написать материал, точно отражающий его состояние в этот момент, намекая, что предыдущий – весьма успешный Out of my hands – все же был больше поп-продуктом, чем живым творением музыканта.

Кроме поп-музыки я слушала большое количество нью-эйдж, эмбиента и фолка, но не считаю нужным писать мини-рецензии на подобную музыку. Тут все индивидуально – у каждого свое. Кому-то пришлось по душе, кому-то нет. Таков саундрек, который сопровождает во время жизненного путешествия.

Об Авторе

Ariana

Меня зовут Анастасия, и я пишу статьи о путешествии, психологии и истории.

Добавить комментарий

<