Содержание
Баган в Мьянме
Как известно, Баган в Мьянме – это огромная территория (40 км2), на которой построены древние пагоды, давшие начало новой цивилизации Юго-Восточной Азии. Баган похож на храмы Ангкора в Камбодже своей большой территорией, на которой находятся тысячи пагод и храмов, построенные в разные века существования Паганского царства. Но главное отличие состоит в том, что при видимой архитектурной схожести разных пагод Багана между собой, они очень сильно разнятся в деталях оформления как снаружи, так и изнутри. И именно этим Баган привлекает тысячи туристов, которые отправляются в Мьянму в тур или путешествуют самостоятельно.
Читайте подробнее:
Когда мы ехали в Баган, то предполагали, что мы постараемся создать что-то вроде путеводителя по его пагодам, как мы до этого сделали все варианты маршрутов по храмам Ангкора, и тщательно запишем, какая где стоит и чем она отличается от других. Но, как мы убедились на своем опыте, сделать это невозможно. Потому что у каждого Баган – свой собственный. Нельзя сказать – ходите туда и сюда. Это возможно только для совершенно несамостоятельных людей. Для них обычно и существуют тур в Баган, в рамках которого показывают пять самых больших пагод Паганского царства – Ананда, Суламани, Шве Сан До, Тат Быйн Ный и Швезигон. Все они расположены недалеко друг от друга, и их смотрят в течение одного дня.
А мы, пока ездили, очень скоро отрывались от плана, придерживаясь лишь направления или участка. Сегодня мы смотрим «тут». Какие-то пагоды, самые раскрученные, не понравились совсем. Конечно, они представляют некоторую историческую ценность, но вот эмоционального отклика не вызвали. И про них говорить не хочется. А небольшие или затерянные пагоды Багана открылись с неожиданной стороны.
Мы провели два полных дня в Багане во время нашего путешествия по Мьянме. Но, как я уже сказала, на практике именно фотографии отражают то, что показалось самым интересным и красивым. Поэтому вместо подробного путеводителя по Багану я расскажу просто о наших впечатлениях. Ведь Баган будет все равно у каждого свой. А здесь пусть будет наша версия Багана.
Но перед тем как отправиться в Мьянму и совершить виртуальное путешествие по Багану, стоит ознакомиться с историей этого легендарного места.
История Паганского царства
Бирманцы или мьянманцы появились на территории современной Мьянмы в результате длительного переселения. Их народность долгое время жила в различных областях Китая и Тибета, переходя от одного «хозяина» к другому, и, наконец, нашла пустынную долину реки Иравади. Однако там в то время жили пьи, люди, построившие государство Шрикшетра. Эти руины сейчас можно посмотреть недалеко от современного города Пьи (Pyay), они довольно необычные, хотя и не такие красивые, как в Багане.
Снова пожив под покровительством, бирманцы начали свое выделение из общей массы и осознание того, что долгое выжидание дало им силы. И силу эту они направили на завоевание: первой жертвой стали пьи, а затем силы были брошены на великое монское царство: сначала пал Пегу, а затем и Татон.
Справедливости ради надо добавить, что свою агрессию бирманцы направляли также и на защиту. Перед завоеванием монов они помогали им защищаться от другой великой нации Юго-Восточной Азии, от кхмеров, будущих строителей Ангкор Ват. Моны сыграли не последнюю роль в культурном возвышении Багана. Сила – это сила, а духовность в Баган принесли именно моны.
Баган – это огромная молитва буддизму. Паганское царство расцвело, когда возникла необходимость объединить всю захваченную территорию под одним учением (Буддизм Тхеравада). До этого бирманцы-мьянманцы склонялись то к буддизму, то возвращались к верованию в своих нагов-драконов. Позднее этот синкретизм нашел место в оформлении буддистских храмов в Юго-Восточной Азии. Как все помнят, у входа в эти храмы людей обычно встречают наги.
Читайте подробнее:
В Баган были свезены рукописи от соседей в Татоне, пригнаны монахи, строители и художники. На основе монского языка возникла бирманская письменность. Из Шри-Ланки пришло благословение на обращение страны в новую религию. И работа закипела. Вместо одной большой крепости на реке Иравади, известной сейчас как Старый Баган, возникло целое поле прекрасных пагод. Большая часть пагод построена с XI по XIII века.
Во время сосуществования бирманцев и монов было введено два государственных языка, и мьяманцы постоянно ждали от соседей подвоха. Те не разочаровывали и периодически устраивали восстания, как только видели ослабшего царя на троне. Конечно, титульной нации это не нравилось, и вскорости монов оттеснили от управления, а их язык был запрещен.
Что последовало за этим? Ни одно государство не выживает благодаря девизу «Сила есть, ума не надо». Меня все не оставляет мысль: лучшее, что мы видим в Багане, – это наследие монов.
Увидев ослабление Багана, соседи решили, что они могут воспользоваться этим и завоевать богатое государство. Бирманцы обратились за помощью к шанцам (об этом я писала в статье о Сипо). Шанский князь разогнал врагов, и на какое-то время Баган был спасен. Но, конечно, распад продолжился. Усилилось влияние шанцев, монские города перестали бояться и объявляли о независимости один за другим.
Переходный период длился недолго. Враг прибыл с севера – монголы разграбили и завоевали Баган мечом в конце XIII века. Постепенно Паганское царство, такое сильное и грозное, перестало существовать, и даже люди ушли из этих засушливых мест, оставив пагоды будущим туристам.
Наследницей Багана стала грозная Ава (Иньва), которая в течении 200 лет была доминантом в регионе и стала известна даже в Европе. Однако и она, не выдержав постоянных восстаний и нападений со стороны Шанских государство, в итоге пала под натиском Таунгу в XVI веке. И именно этих грозных захватчиков уже узнали соседи по Юго-Восточной Азии. Под ними не устояли Ланна (современный Чианг Май) и Аюттхая в Таиланде.
Наши впечатления от Багана и его пагод
Можно смело сказать, что Баган произвел должное впечатление. Это очень красивое место, которое действительно стоит посетить. Хотя бы чтобы увидеть его своими глазами. Потому что кроме красоты ничего в Багане нет. К сожалению, пришлось констатировать факт, что археологическая зона полностью восстановлена.
Это немалое разочарование – приехать в древнее царство и понять, что буквально все реконструировано и по сути является новоделом. Восстановленные пагоды, конечно, смотрятся гораздо симпатичнее развалин, но в то же время что-то неуловимое теряется. Восстановлены стены, облицовка и фрески. Красиво, все пагоды разные. Но остается осадок – это все не так, как было. А как было?
Конечно, реконструкцией являются почти все памятники древнего зодчества, включая Ангкор Ват в Камбодже и Мачу-Пикчу в Перу. Но в Южной Америке мы заметили: остаются строения, составленные из древних блоков. То есть брался тот же материал и складывался в стену. А в Багане заново делаются даже кирпичи, умело состариваются и применяются в строительстве. Облицовку тоже доделывают не до конца. Как будто от времени разрушилось. Нет, это не время, это обман. Уж если полностью восстанавливаете, так и доделывайте. А то люди приходят, смотрят на бетон и раствор, кусками свисающие со стен, и думают – «Это осталось от древних времен, мы прикоснулись к истории».
Никакой истории в Багане нет. Она унеслась вслед за ветром, как песок Иравади.
Все в Багане вертится вокруг песка, который вымывает Иравади. Из песка делают картины, песок является основным материалом в украшении пагод. Дороги тоже засыпаны песком, и кажется, будто находишься в пустыне. Зелень в большом количестве растет только вдоль реки, а чем дальше от берега, тем более засушливый воздух, тем нестерпимее жара и ценен отдых. Вода и тень в этом случае – лучшие друзья.
А песок, оставшийся от древних событий, просыпаясь сквозь пальцы, молчалив и не поведает об истории.
Еще одна история Багана
Но все же, даже по восстановленным пагодам Багана можно понять то, что это было за место такое. Мы уже выяснили, что долго живущие среди разных народов бирманцы-мьяманцы все же решили выделиться, осознав свою воинственность и превосходство в силе. Победив всех вокруг, жители Бирмы захотели, чтобы их узнали не только как самых сильных, но и как самых умных. Да и чтобы управлять таким количеством народа, понадобился старый как мир способ – религия.
И мысль новой нации оформилась сразу же в момент ее рождения. Как известно, самая большая пагода в Багане – пирамида Dhama Yan Gy – была, построена одной из первой. Как и у многих народов – египтян, кхмеров, майя – у бирманцев зодчество началось именно с пирамидальной формы. Затем пагоды мельчали, обрастали деталями. Форма стала не самым важным, а лишь формальностью. Главным становились детали, украшения. Именно внимание к деталям и показывает падение культурной мысли, говорит, что это начало конца. Как ни саркастично: этим и любуются туристы сегодня.
Все самые высокие пагоды Багана (Sulamani, That Byin Nyu) были построены в одно время – в середине XII века. Те, что построены до этого времени и содержат буддистские реликвии – покрашены в золото и множество раз перестраивались. И видимо архитектурный стиль заимствовался у людей пьи и мон. А вот именно бирманский стиль начинается с огромных и неказистых строений.
Некоторые из них в принципе уже обладают некоторой изящностью – Суламани и Pya Tha Da. Последняя – идеальна для встречи рассвета, кстати. Об этом читайте в моей другой статье о сумеречном Багане.
Но главное, при общем разочаровании, мы обрадовались, что при внимательном изучении археологического парка можно найти то живое, что осталось здесь. В деталях Баган раскрывается. В них отразилось не только падение творческой мысли нации, но и те процессы, что кода-то выделили бирманский союз (неудивительно, что страна так и называется до сих пор Союзом Мьянмы) из окружающих народов.
Читайте также:
Мы, например, случайно набрели в Багане на одну пагоду, в которой остались оригинальные росписи – очень бледные и тусклые. Смешливый смотритель пагоды рассказал нам, как именно ученые работают с росписями. Там также находится уникальная статуя Будды с двумя головами. Как нам сказали: дедушка и внучок. Одна статуя была поставлена во время строительства пагоды, в IX веке, а вторая при реконструкции в XIII. Но старого Будду-дедушку не стали убирать, и теперь его голова красуется из живота более крупного и молодого Будды.
И именно детали, обрывки воспоминаний мы и предоставляем в нашем фоторепортаже о Багане. Таким мы его увидели.
Посмотрите наше видео из Багана:
Фото Багана – детали и сны
А каково ваше мнение о Багане?
Карта Багана
Открыть на большой карте Гугл →
Условные обозначения на карте:
- Бордовые маркеры – аэропорт, автостанция, жд вокзал и причалы Багана;
- Желтые маркеры – главные пагоды Багана, которые обязательно стоит посмотреть;
- Оранжевые маркеры – хорошие места для встречи закатов и рассветов в Багане;
- Голубые маркеры – другие интересные пагоды, которым тоже стоит уделить время в Багане.
Полезно знать
- Туристическая виза в Мьянму
- Как лучше добраться в Мьянму
- Как самостоятельно поехать в Мьянму
- Мандалай – где находится, как добраться и что посмотреть
- Сагайн и бесчисленные пагоды
- Мингун – пагода и колокол
Наша рекомендация: Как забронировать отель дешевле
В первую очередь, надо найти и сравнить цены отелей со скидками на разных сайтах бронирования. Чтобы не терять время, мы используем удобный поисковик – RoomGuru. Он сразу ищет лучшие предложения в интернете и показывает самые выгодные из них. Остается только выбрать подходящее и поехать отдыхать!
Где купить дешевые авиабилеты в Мьянму
Мы искали дешевые авиабилеты в Мьянму на сайте Aviasales.
* авиакомпании часто устраивают распродажи, не упустите возможность выгодно приобрести билет!
Смотреть комментарии (1)
Интересно, начнут ли в Баган летать международные регулярные рейсы, или чартеры? Тогда бы там было так же людно, как и в камбоджийском Сием Рип. А пока что туда даже знаменитые TCS Expeditions не летают, наверное из-за того что взлетно-посадочная полоса слишком узкая. Скорее всего, они прилетают в аэропорт Мандалая и базируются там, а в Баган везут своих клиентов на автобусах.