Дорога в Мраук-У, далекое царство Мьянмы

затор на горной дороге в мьянмеГород Мраук-У (Mrauk U) посещается путешественниками не очень часто из-за его удаленности от основных туристических маршрутов по Мьянме. Находится он в штате Ракхайн (бывшая империя Аракан). Чтобы попасть туда, нужно потратить минимум два дня при удачном стечении обстоятельств. А еще предстоит дорога обратно, и снова потеря времени. Это не говоря еще о том, что она – довольно тяжелая. Также многие думают – я уже посмотрел Баган, который известен всем как одно из чудес Азии, что там еще ступы какие-то смотреть, о которых очень мало информации из первых рук? Но все не так просто. Мраук-У преподносит очень большие сюрпризы. И мы специально приехали туда, чтобы увидеть своими глазами и поведать о них подробнее. Но сначала рассказ пойдет о длинной и утомительной дороге в Мраук-У. 

Дорога в Мраук-У. Паромная переправа

Как добраться в Мраук-У

Но захотеть  и поехать в Мраук-У – это две совершенно разные вещи. Этот затерянный среди холмов городок спрятался так далеко, а дороги сюда так узки и опасны, что мало кто выдержит испытание и захочет тратить драгоценные дни от отпуска ради кота в мешке. Ранее туда можно было попасть только самолетом, причем не напрямую, так как аэропорта там нет. А на наземном транспорте иностранцам не разрешалось ехать в Мраук-У вообще. Сейчас же, когда закрытые территории приоткрыли, можно использовать автобус, но это крайне утомительно.

Какие есть опции попадания в Мраук-У? Автобус, самолет и паром. Эти способы комбинируются, так как собственного аэропорта в Мраук-У нет. То есть даже если вы решили заплатить $150 (это билет в один конец) за человека за перелет из Янгона в город Ситуэ (Sittwe), то надо будет еще минимум три часа ехать на пароме, который имеет четкое расписание и ходит не каждый день, а строго по расписанию. Так что самолет — не самое простое решение. И какой бы способ вы ни выбрали – долгая дорога по горам на автобусе или полет на самолете и паром – все равно это будет долго.

Билеты на паром из Ситуэ в Мраук-У продаются прямо в аэропорту. Как всегда есть разные опции. Можно купить билеты на большой паром ($10 и 7 часов в пути, отправление из Ситуэ по понедельникам, вторникам, пятницам и субботам в 7:00, отправление из Мраук-У по вторникам, средам, пятницам и субботам в 7:00). Быстрый катер ($20 и 3 часа в пути) отправляется из Ситуэ по средам и четвергам в 14:00, обратно по четвергам и пятницам в 7:00. Есть еще частные лодки, отправляющиеся по мере наполнения. Место на борту стоит $20, а время в пути – 5-6 часов.

Кроме этого, из Ситуэ в Мраук-У ходит автобус. Он отправляется рано утром в 4 часа. В Мраук-У прибывает в 9 часов. Также в последнее время появились автобусы из пляжного города Нгапали (длительность путешествия — 11 часов, но практика показывает, что в реальности автобусы идут дольше). А в сам Нгапали (точнее ближайший большой город Тандуэ) регулярно летают самолеты из Янгона.

Как видно, трудности будут. С этим надо смириться, если очень хочется увидеть древнее Араканское царство.

Также в Мраук-У ходят автобусы из Янгона и Мандалая. Это самый дешевый, но и самый долгий способ перебраться через горы по узкой дороге шириной в одну машину. Точнее, автобусы идут в Ситуэ, а в Мраук-У делают остановку. И именно о них я расскажу подробнее, так как мы испытали все прелести мьянманского автобусного сообщения на собственной шкуре.

Мраук-У на карте

Как мы ехали из Багана в Мраук-У – дорога в Магве

Наш путь начался из Багана. Поскольку в сторону Мраук-У напрямую из Багана автобусы не ходят, пришлось найти автобус, который едет из Багана напрямую или с остановкой в городке Магве. Там же через некоторое время останавливается автобус, идущий из Мандалая в Ситуэ, вот на него и надо пересесть. Билет однако же покупается целиковый, таким образом, кондукторы во всех автобусах в курсе того, кого и где надо подсадить.

Мы сели в местную быструю маршрутку Баган — Магве. Билет стоил 7500 кьят. Поскольку дороги в Мьянме узкие и неровные, за 4 часа мы преодолели полторы сотни километров. Это намного быстрее, чем ехать на пыхтящем автобусе по всем окрестным деревням.

Наконец, мы очутились на автостанции города Магве. А поскольку мы заказали единый билет через наш гестхаус, в Магве нас ждали помощники, чтобы, как я говорила, пересадить на другой автобус, идущий из Мандалая в Ситуэ. Да только этот помощник оказался не совсем чист на руку. Показав нам бумажку, где было написано по-английски – «два человека на автобус в Мраук-У», он увел нас к мотобайк-такси и хотел посадить на них (несмотря на то, что у нас с собой были большие рюкзаки), чтобы заработать дополнительные деньги. При этом рядом стоял совершенно свободный тук-тук, в котором нам было бы ехать гораздо удобнее, нежели на мото. Но наши попытки пойти в сторону тук-тука ненавязчиво пресекались этим помогалой. И он начал торг за цену на проезд. Однако я достала телефон, чтобы узнать, а далеко ли нас везти с этой автостанции до центра, где и проходит автобус из Мандалая, и на какую цену соглашаться. Тут помощник испугался и заговорил совершенно по-другому. Скорее всего он решил, что сейчас я позвоню агенту, который выписал билет, и его обман раскроется. Он тут же отвел нас к тому самому тук-туку, любезно сообщив, что это будет бесплатно. Так нас доставили в центр города Магве, к круговому движению рядом с поворотом на мост через Иравади, где нам и предстояло несколько часов ждать.

Итак, город Магве (Magwe, Magway) встретится вам на пути, если вы хотите попасть в Мраук-У. Это узловой центр, перекресток крупных дорог в Мьянме, идущих с севера на юг и с запада на восток страны. Из любого города в Магве идут маршрутки, уточняйте у агентов и владельцев отелей. Как уже было сказано, наш билет из Багана обошелся в 7500 кьят за человека, выехали мы в 14.30. Есть маршрутки более ранние, но мы подумали, что нам делать в Магве так долго, ожидая нужный автобус? И выбрали самый поздний подходящий нам вариант.

В Магве у центральных часов, напротив KHM fashion shop, останавливаются проходящие автобусы в Ситуэ. Несколько компаний возят туристов – Academy express, Shwe La Min и Shwe Pyi Soe. Тот автобус, которым ехали мы (Academy express), приезжает в 22.00 в Магве, другие появляются ближе к полуночи. Однако он прибыл по факту на полчаса раньше.

Стоимость проезда 25000 кьят + 3000 кьят (сбор за то, что по бывшей закрытой территории проезжает иностранец. Вы платите агенту, а он потом передает деньги в автобус, и стюарды уже платят на чек-пойнтах). Кстати, именно поэтому во время пути вас два раза разбудят и попросят дать стюарду свой паспорт, который он отнесет на контрольный пункт. Время в пути из Магве до Мраук-У – при удачном стечении обстоятельств – 12 часов.

Магве, прогулка по городу и шопинг в торговом центре

Что делать в Магве? Логичный вопрос, особенно если придется провести там некоторое время. Центр очень маленький, а город сам не очень привлекательный. Свои вещи можно оставить в KHM fashion shop, который и занимается продажей билетов на автобус в Мраук-У, и пойти гулять по городу.

Если вы приезжаете в светлое время, то есть смысл сходить и посмотреть на пагоду Mya Tha Lon, символ Магве. От кругового движения надо попасть на Pagoda rd. Если вы стоите спиной к KHM fashion shop, то первая дорога влево уходит на мост, а вот второй съезд с кругового движения – это как раз нужная дорога, она через 2,5 км приведет к пагоде. Справа от вас должен остаться Rolex guesthouse. Мы к пагоде не ходили, так как к нашему появлению начинало темнеть, и идти уже не было смысла.

Если уже смеркается, то рядом мост через Иравади. Почему бы не встретить закат вместе с местными?

Вечер в Магве. Вид с моста на реку Иравади

Вечер в Магве. Вид с моста на  реку Иравади

мост через реку иравади

Местные ребята тоже провожают солнце вместе с нами

река Иравади

Закат на Иравадив это раз был не такой насыщенный

река иравади в мьянме

Главная река Мьянмы в сухой сезон

Но вот уже и солнце укатилось, а времени еще полно! Тут же у KHM fashion shop, всего в паре улиц, есть торговый центр. Внизу в супермаркете можно купить еды перекусить, там же продается куча вещей и одежды. На четвертом этаже прикольная кафешка — ресторан с большим телевизором, панорамным видом на город и приветливыми девушками. Там можно посидеть до 21.00. В кафе есть вай-фай, правда медленный, но почту проверить можно.

Кафе Big Chef в Магве

Кафе Big Chef в Магве

столики в кафе

красивые занавески на окнах

Как мы ехали в Мраук-У — горные перевалы от Магве к Мраук-У

Ровно в 9 вечера мы вышли из торгового центра и отправились обратно к круговому движению. Там удалось немного подремать у KHM fashion shop. И вот мы наконец сели на долгожданный автобус. Поскольку было уже почти десять вечера, в окно ничего не было видно, оценить красоты невозможно. В автобусах выдают воду и довольно теплые одела. И если ваше место в первых рядах, то это очень хорошие условия – в меру прохладно, не трясет, и есть чем дышать. В центре – очень холодно, там как раз расположены кондиционеры. А сзади – душно. Мы закутались в одеяла, опустили кресла и поехали. Удивительно, но места оказались довольно комфортные. По крайней мере на них можно растянуться, вытянуть ноги, отрегулировать подголовник.

Ближе к полуночи автобус остановился, и пока водитель охлаждал водой колеса автобуса (это принято делать в Мьянме на всех горных дорогах), все отправились ужинать. Поздно, а что делать? Мы все же не решались попробовать местной еды из общих кастрюли и плошек, ибо видели, как она готовится и как моется посуда. Да и руки, которыми моют посуду и накладывают еду, не самые чистые. И с пола подбирать тут никто не брезгует. Как впрочем и отдавать недоеденную порцию следующему клиенту. Так что мы надменно (по мнению окружающих) глазели по сторонам в поисках более подходящей нам еды.  А поскольку мы были единственными иностранцами в автобусе, да и в других автобусах, сделавших в то же время тут остановку иностранцев не обнаружилось, то к нам было приковано внимание множества скучающих пассажиров.

Но вот мы уже снова в пути. Глаза закрылись. Спать было в принципе хорошо. Автобус почти не трясло, хотя мы ехали по серпантину. Я иногда просыпалась на особо крутых поворотах и тут же проваливалась в сон.

Но вдруг часа в три ночи я проснулась от того, что мы не едем. Мы стоим на месте, душно. Думаю – ну остановились опять, водитель вышел по делам. Заснула. Опять открываю глаза – стоим. Душно. Попыталась заснуть, но уже не удавалось. Часам к пяти уже стало совсем невыносимо, но никто ничего не предпринимал. Оказалось, что водитель и стюарды спокойно спят, двигатель выключен, кондиционер соответственно тоже, окна и люки закрыты и мы заперты в автобусе с 50 спутниками.

Не одной мне становилось плохо. Люди ворочались, гудели, вздыхали, дети сзади плакали. Наконец, мы сами попробовали открыть люк. Тут проснулся стюард, помог с люком, потом суетливо побегал. Кто-то вышел в туалет, и дверь была открытой какое-то время. Свежий воздух проник в наше пещерное логово, облегчив страдания всего-то на каких-то жалких пять минут.

За окном кто-то ходил с фонариками. И в их тусклом свете было видно, что впереди нас тоже стоит грузовик, и на петле пониже тоже стоят. Обвал, подумала я, вспоминая Перу и как мы ехали в Мачу-Пикчу. Класс!

Водитель закрыл дверь, ему стало холодно. Раннее утро, почти ночь в горах – это вам не тропики! Но кто-то впереди стал возмущаться, и тогда включили двигатель для кондиционера. Постарались еще немного поспать. Как расцвело, люди посыпались по своим нуждам. Сходив на разведку, мы выяснили, что на соседней петле на подъеме автобус не вписался сходу в поворот, заглох и перегородил движение, и стоят все – кто ехал в нашем направлении, и обратно, к цивилизации. Мы уже попадали в такую ситуацию, когда ехали в Сипо. Но тогда нам повезло, так как движение в нашем направлении разрешили как раз перед нашим прибытием, и мы медленно залезли на гору, тогда как едущие вниз безнадежно ждали.

А теперь мы едем в Мраук-У. Рассвет, горы, сказочно красиво. И вереница машин ждет утреннего света, чтобы разъехаться. Все умылись, поели и сели ждать. Автобус, не вписавшийся в поворот, высадил своих пассажиров, раскочегарил двигатель и с помощью добровольцев все же въехал в горку. Все мы тоже запрыгнули по своим местам, и движение продолжилось.

затор на дороге в горах

За нашим автобусом скопилась очередь из других автобусов, грузовиков и других машин

спит под автобусом

Кто-то из водителей спал на свежем воздухе прямо под автобусом. Правда ведь напоминает Перу?

горный серпантин в мьянме

Серпантин горной дороги в Мраук-У

дорог в горах мьянмы

поворот дороги в горах

движение на дороге остановилось

рассвет в горах на дороге

рассвет ранним утром в горах

Ранним утром было очень красиво, хотя фото с телефона и не передадут всю прелесть

розовый рассвет в горах

горы в мьянме

Мы привычные кататься по серпантинам. В Таиланде, в городе Пай мы постоянно въезжали и съезжали с высокой горы, чтобы приехать в цивилизацию. Из трех часов пути в Пай, плутание по поворотам занимает около полутора часов. Но в Мраук-У мы ехали в темноте, и серпантинная горная дорога продолжается около 8 часов. Сравнивать бесполезно. Если вас укачивает, сто раз подумайте, прежде чем ехать на автобусе. Многие люди из местных страдали. Но лично мы устали только от жары и духоты.

Когда горная дорога прекращается, то ехать предстоит через многочисленные притоки реки Лемьо, которая течет то слева, то справа. Надо переехать много мостов. Некоторые ремонтируются или только строятся. По пути нам попалась одна паромная переправа. Все автобусы, грузовики, и машины загоняются на баржу, пассажиры садятся по местам и все вместе переплывают реку. А мотоциклы перевозят на лодках. У одного моста через реку, кстати, автобус снова останавливается, чтобы пассажиры могли перекусить и сходить в туалет. У самой переправы идет торговля, можно купить лежащие на жаре фрукты. Или бетель с соусом на выбор. И как нам говорили, если приехать сюда к вечеру из-за приключений в горах, то застрянешь уже на ночь. Ибо в темное время переправа не работает.

Во время дороги дважды проверяют документы. Стюард забирает паспорта у иностранцев и удостоверения личности у местных и относит в домик. На пути назад, в дневное время, когда мы были на одном из чекпоинтов между штатами Мьянмы, нас попросили выйти, чтобы сверить – а мы ли это едем под своими паспортами, и офицер лично отдал нам документы. Ночью же нас никто не беспокоил.

А в Мраук-У автобус пребывает около 12-13 часов (если не случается происшествий) и останавливается на главной улице, где, конечно же, уже дежурят таксисты, предлагают свои услуги и зазывалы из гестхаусов.

Какие выводы? Путешествие очень утомительное. Казалось бы – едешь себе 16 часов в автобусе – ну что такого? Но у нас добавилось три часа стояния на горе. Духота. И общая усталость. Выехали мы из Магве в 10 вечера (а вообще начали путь из Багана в 14 часов), приехали в Мраук-У тоже около двух часов дня. Таким образом, равно сутки нам понадобились, чтобы из Багана попасть в Мраук-У. Часть горного пути преодолели ночью, часть — утром. После приезда подумалось: обратно было бы неплохо полететь самолетом.

Как мы ехали из Мраук-У в Янгон

Но обратно мы снова поехали на автобусе. Посчитав, во сколько нам обойдется перелет и что особенной выгоды по времени мы тоже не извлечем, а сэкономим лишь часов пять, мы приготовились к еще одному сложному пути.

Автобус из Мраук-У в Янгон тоже проходной. Стартует он из Ситуэ и пояаляется в Мраук-У в районе 9 часов утра. Поскольку мы купили билеты на ресепшене нашего резорта (и они обошлись нам дешевле (30000 кьят), чем в агентстве на дороге) нам бесплатно организовали довозку на машине до места, где автобус собирает пассажиров из Мраук-У. Мы прождали его примерно минут сорок (приехали мы заранее на случай, что автобус прибудет раньше, но он прибыл почти точно по расписанию).

В отличие от первого, этот автобус был гораздо хуже, хотя все той же компании Academy express. Старый и не особенно чистый, он уже поездил по горам не менее десятка лет. И по какой-то причине люди насорили в нем больше, чем те, кто ехал из Мандалая. На этот раз у нас были места сзади, на предпоследнем ряду. И это не самый лучший вариант. Было очень душно и не комфортно, трясло гораздо сильнее.

Когда мы зашли, оказалось, что на наших местах ко-то ехал по пути из Ситуэ, спал там, завтракал, жевал бетель, но за собой конечно же не убрал. По полу была разлита лапша быстрого приготовления. Так что пришлось сначала самостоятельно привезти кресла, стенку и пол в порядок с помощью туалетной бумаги и влажных салфеток. Только после этого можно было сесть. Соседи сели в такую же грязь как ни в чем не бывало. В дороге маленькую девочку тошнило, и она не всегда успевала достать пакет (которые щедро раздают не только для устранения неполадок с организмом, но и для тех, кто жует и плюет бетель).

Как говорится, те, кому противно, отойдите от экранов. Но не могу не рассказать, как меня все же поразило отличие менталитета нашего и мьянманского. Когда я обнаружила свое кресло в столь неприглядном виде, я попыталась указать на это стюарду, предполагая, что он уберет его, как сделали бы в том же Таиланде. Но он не понял меня, а всего лишь сказал – да-да, это ваши места. То есть в его сознании даже не промелькнуло, что я не могу сесть в грязь. Он всего лишь заботливо подтвердил, что не теряйтесь, дорогие фаранги, все хорошо, вы нашли свои места, располагайтесь удобнее.

И пока мы ехали, соседи сидели в чужой грязи, которая была разлита по полу у их сидений (я не могу предположить, что там было – просто вода пролилась, суп из лапши, как у меня, или содержимое желудка), потом добавилась их собственная грязь (девочку тошнило). Но они не убирали за собой. Спокойно наступали на это все, клали вещи. Потом у девочки падала еда на пол, она поднимала и ела ее. Родители это видели и не тревожились. То есть все это для их понимания было в порядке вещей.

Не скажу за иммунитет, может, он и сильнее у жителей Мьянмы. Но вот чувство противного у них точно совсем не совпадает с нашим. Так что если вам предстоит путешествовать по Мьянме на большом автобусе, будьте готовы морально и не пытайтесь качать права, здесь это ни к чему.

Что ж, вот такой видавший виды автобус со слабоватым двигателем нам попался, и мы ехали на нем. Порой в горку ему не хватало мощности, и тогда он останавливался, отъезжал назад, раскочегаривал посильнее движок и заезжал сходу. Все речные переправы и горные перевалы мы преодолели за световой день. И как только стемнело выехали на трассу «Моньва – Бассейн», а оттуда еще немножко совсем покружив по небольшим холмам, попали на трассу «Баган – Магве – Пьи – Янгон».

Паром через реку по пути в Мраук-У

Паром через реку по пути в Мраук-У

Один из автобусов отправляется на паром

Один из автобусов заезжает на паром

автобус на пароме

Готово!

Грузовик заезжает на паром

Грузовик — приготовился!

автобус заезжает на паром

А вот и наш автобус собрался штурмовать паром, грузовик помогает ему, осаживая борт пониже

А чтобы воочию удивиться изобретательности и коллективной работе мьянманцев, предлагаю посмотреть видео погрузки нашего автобуса.

автобусы на пароме

Все поместились

В столицу мы приехали в пять утра. Итого, в пути провели 20 часов. В этот раз задержек не было. Конечно, таксисты уже ждали многочисленных пассажиров. Мы решили выйти за пределы автостанции, чтобы найти там машину. Но за нами увязался один проныра, и уверял, что он очень хочет нас отвезти за 12 тысяч. Мы не соглашались, начался торг. В процессе которого его чуть не побили местные таксисты, пытаясь выгнать с автостанции побыстрее. И в итоге сторговались до 7 тысяч кьят. Но тогда он сказал, что найдет еще одного пассажира. Мы сначала не хотели, но он так упрашивал, что решили не спорить. Притащил он не пассажира, а целую семью с маленьким ребенком. Тогда я ему сказала, что мы поедем за 6 тысяч, ибо мы предполагали, что едем в приватном такси, а тут вдруг уже и не приватно. Он пропустил мимо ушей.

Он отвез мьянманскую семью первыми, она расплатились с ним, отдав 7 тысяч. Потом наш таксист стал кружить вокруг Шведагона, выискивая отель, он был не сильно известным и довольно маленьким. При помощи людей все же нашел. И когда увидел перед собой 6 тысяч, снова начался привычный спектакль. Но мы повторили, что это он нарушил условия. А в итоге-то он получил 13 тысяч, больше, чем изначально планировал, так что не сильно-то он и бедный. Потом из отеля в аэропорт мы уехали за те же 7 тысяч, кстати. Только за приватное такси.

Итак, стоит ли Мраук-У таких усилий? Стоит, только если вы знаете, зачем вы едете. Если ради любопытства – выбирайте самый простой, но и дорогой способ. Но и он будет довольно утомительным.

Мы потратили 2,5 дня только на чистую дорогу туда и обратно. И 2, 5 дня провели в самом городе. Итого 5 дней из отпуска. Это явно только для тех, кому очень интересно. Нам было интересно. Но и тяжело тоже было.

Что же мы нашли в Мраук-У?

Побывав в Мраук-У, мы собрали информацию о городе и его достопримечательностях на нашем сайте. И возможно, вам в вашем путешествии будут полезны наши советы или же впечатления.

Практическая информация, которая понадобится всем, кто едет в Мраук-У: где поселиться, где поесть, карты города.

Город Мраук-У и его люди, обычный день из жизни рядового потомка основателей Араканского царства

Величие и красота Араканского царства, Мраук-У во всей своей красе

Альтернативный взгляд на Мраук-У

Приятного вам чтения и знакомства с Мраук-У!

Деревенская простота и древние ступы - это Мраук-У

Деревенская простота и древние ступы — это Мраук-У

Об Авторе

Ariana

Меня зовут Анастасия, и я пишу статьи о путешествии, психологии и истории.

3 комментария

  1. Stribor

    Интересно было бы узнать мнение тех читателей, кто был в Мраук-У. Понравилось ли, и если сравнивать с Баганом, то какое царство более симпатично?

  2. trawellingman

    Здравствуйте, меня зовут Роман и я только собираюсь поехать в Мраук-У и вот благодаря Вашей статье смог хоть приблизительно набросать маршрут и прикинуть время на это приключение, спасибо Вам. А о своих результатах и впечатлениях смогу написать только после посещения Мьянмы.

    1. Ariana

      Спасибо на добром слове! Очень приятно знать, что наш труд оценен. Нам самими такой информации перед поездкой не хватало. зато теперь она есть. Дорога в Мраук-У — это, конечно, испытание для всех, кроме самых прожженных бэкпекеров.

Добавить комментарий

<