Содержание
Автобусы в Перу
Самое главное – маршруты разные и в любой конец страны можно добраться на автобусе (разве что в Икитос придется лететь, но там ведь джунгли и туда нет дороги!). Уровень комфорта тоже разный. Можно купить место с креслом, которое раскладывается на 180 градусов и называется это счастье cama. Кресла, откидывающиеся на 160 и 140 градусов, называются semicama. Сидячие места практически не откидываются.
Уехать из Лимы в Куско – цены за билет в автобус и провоз багажа
Самая популярная среди богатых туристов компания Cruz del Sur находится на терминале в Лиме на улице Хавьера Прадо (avenida Javier Prado). Ее цены выше, и основная часть туристов пользуется именно ее услугами. Однако нам вполне понравилась Сива (Civa), которая за довольно скромные деньги (40$, у Круз дель Сюр путешествие из Лимы в Куско составляет 65 долларов) провезла нас в целости и сохранности по довольно сложной горной дороге.
В пути нас кормили три раза. Ужин был из риса, картофеля и мяса. На завтрак выдали разные булки, а к обеду еще угостили набором из печенья, чипсов и сока. В салоне можно пользоваться интернетом. Но на практике мы так и не смогли подключиться к вай-фай. Поздно вечером не было доступа, а с утра мы переживали не самые лучшие часы, связанные с набором высоты, а главное со спуском во время преодоления горных вершин.
Так что ничего про интернет сказать не могу, но теоретически он есть в тарифах Superciva и Excluciva. Конечно, во всех автобусах дальнего следования есть туалет. Для заскучавших пассажиров показывают фильмы. На испанском. Но это довольно любопытно. Представьте Уильяма Уоллеса в исполнении Мела Гибсона (фильм «Храброе сердце»), который вместо Freedom кричит Libertad! Да и для практики языка это весьма полезно.
Примеры цен на для поездки из Лимы в Куско у компании Civa:
- Cama (Excluciva) – цена примерно 150 солей или $50;
- Semicama (Superciva) – цена 110-140 солей или $40-45;
- Сидячие места – примерно 70 солей или $25.
Приведенные цены касаются компании Civa, которая отходит от терминала на улице 29 июля (avenida de 28 Julio в Лиме). Сюда можно добраться на автобусе Azul bus из Мирафлореса, и от остановки на авениде Арекипа (avenida Arequipa) до терминала пройти около 150 метров. Однако автобусы класса экслюсива отходят от терминала на улице Хавьера Прадо (avenida Javier Prado. На сайте компании (http://www.excluciva.pe/online2/ ) цены представлены ниже, чем на станции, но возможно при покупке будут добавляться налоги.
Сесть на автобус в Перу – задача весьма любопытная. И как я поняла, это касается только престижных компаний. Приехав в терминал, надо сдать багаж в специальное окошко. Надо обязательно проследить, чтобы приемщики багажа не пробили ваши рюкзаки или чемоданы своим волшебным степлером (они прикрепляют к багажу ярлык с номером билета, чтобы не перепутать багаж при возврате вам в пункте назначения) в тех местах, где лежит что-то ценное.
Один билет разрешает к провозу 20 кг (у Civa, у Movil tours ограничение в два предмета багажа на одного пассажира). При перевесе 1 кг будет стоить 1 соль. Если едет семья, то вес разрешенного багажа суммируется, то есть если вас трое, то можно везти 60 кило и не важно, у кого сколько кг в реальности. Когда вещи отданы, можно идти на посадку, точнее вставать в соответсвующую очередь. В терминале Сивы всего четыре двери, так что потеряться там сложно.
Что вас ожидает – сервис в автобусе
Бюджетные компании, как например, Flores, не заморачиваются такими делами, как приемка багажа. Здесь важно принести свой багаж к автобусу и отдать его водители или его помощнику. А он уже загрузит рюкзаки и чемоданы внутрь. И проследите, чтобы ваш рюкзак не оказался рядом с чужими пачкающими вещами, домашними животными или птицами (бывает и такое!). Вам дадут квиток за каждый чемодан или рюкзак, и потом получать вы свой багаж сможете, только предъявив билет с квитками. Порой раздача багажа задерживается, так как не все люди слышат, что кричит водитель. Так что стойте рядом и смотрите в багажное отделение, где там притаились ваши вещи.
Очевидно, что бюджетные автобусы будут кататься со всеми остановками в разных селах и деревнях и вообще останавливаться по требованию, поэтому путешествие на них займет больше времени. Зато туда могут спокойно заходить торговцы лакомствами, и можно подкрепиться, если вдруг одолеет голод. «Роскошные» автобусы едут без остановок и сами кормят. Или останавливаются в «своих» ресторанах, где вам может не понравиться. Выход ест: можно набрать еды с собой, как делают все. И это не мешает перуанцам есть и в ресторанах, и покупать еду у торговцев. Они все время едят.
Еще перуанцы любят послушать что-то о жизни духовной, следить за своим здоровьем, а также охотно помогают ближнему. Поэтому в автобусах часто рассказывают о чудодейственных лекарствах, которые уже давно опробовала на себе цивилизованная Европа. И люди охотно покупают все, что им рекламируют.
Принято просить денег и на благотворительность. Например, какая-нибудь женщина будет долго говорить о том, какое плохое образование получают дети из бедных семей и что она хочет помочь им, собирая деньги у добровольцев. Почти каждый перуанец поделится хотя бы солем. Иногда в таких случаях предлагают купить шоколадку. То есть ты как бы не просто отдаешь деньги на хорошее дело, но сразу вкусный бонус получаешь вместе с плюсом в карму. Такие помощники могут зайти и в автобус дальнего следования, и в обычный городской.
Снова автобусы!
Если вы покупаете билет не до конечного пункта, то оплатить придется все равно полный тариф. К примеру, мы ехали из Арекипы в Наску компанией Civa, но ее экономичным тарифом, Эконосивой (Econociva). У этого маршрута есть остановки в крупных городах по дороге, а именно в Наске и Ике. Билет нам продали не до Наски, а до Лимы (40 солей), потому что отдельного тарифа нет.
Такую же практику мы обнаружили и в небольших, но престижных компаниях, у которых все тарифы прописаны. Разъезжая вокруг Наски и осматривая мирадоры, мы один раз заплатили за переезд в 4 км 3 соля, так, словно мы ехали не небольшой отрезок, а до самой Наски все 25 км. Так как в правилах этой компании нет переезда от мирадора металлико до мирадора натурал, а до Наски – есть! Извольте оплатить.
Особое искусство – сесть в проходящий автобус. Ведь если вам нужно посетить небольшой городок, стоящий вдали от привычного туристического маршрута гринго, то часто бывает, что туда не едут автобусы на большие расстояния. Они могут или не останавливаться вообще (поэтому не лишним будет предупредить водителя заранее, да и за дорогой следите сами) или выгрузить вас на трассе, в стороне от города, и вам нужно будет дальше до него как-то добираться самостоятельно.
Итак, чтобы сесть на проходящий автобус, надо явиться в назначенное время в небольшое помещение на улице, по которой через город проезжают автобусы, и ждать нужный. В нашем случае это была авенида Лима в Барранке или Панамерикана в Касме. А автобус может опаздывать, конечно. А еще там может не хватать или не быть места.
Например, когда мы ехали из Барранки в Касму компанией Erick el Rojo, мы не сели на первый автобус исключительно потому, что там было всего одно свободное место, а нам нужно было два. Со второй попытки мы в автобус попали, но приключения на этом не закончились. Эрик сломался на подъезде к Касме.
Перегревшийся двигатель остужали и омывали всеми возможными средствами, но оживить его не смогли. Все пассажиры, которые вообще-то ехали в Трухильо, попытались пересесть в следующий автобус. Не думаю, что там всем хватило места. Нам повезло: мы не доехали всего 4 км до пункта назначения, поэтому поймали мото-такси и уехали в город.
В Касме мы снова попытали счастья с Эриком Рыжим, и на этот раз автобус в Трухильо ничем не удивил. Он приехал вовремя, мы погрузились без проблем, в Чимботе большая часть людей вышла, и дальше мы ехали в полупустом автобусе.
Проходящие автобусы еще отличаются тем, что их часто проверяют контролеры. Придется показывать билет три-четыре раза за время поездки. Также особое управление по безопасности Сунат (SUNAT) любит проверять багаж и безбилетных или едущих не по своим документам пассажиров. Если сумка покажется чем-то подозрительной, то работник Суната спросит, кто же является владельцем. Владелец, конечно, не сознается. Сумка пропадет. Но, видимо штраф, за нарушение очень велик, раз нарушитель предпочитает потерять свой «товар».
Автобусные терминалы в больших городах Перу
Как показала практика, кроме билета за проезд нужно еще оплатить налог в 1,5 или 2 соля, если вы уезжаете с единого терминала (Terminal terrestre), где тусуются все автобусные компании. Если вы выезжаете с собственного терминала компании, то налог скорее всего уже включен в билет.
Такие единые терминалы обычно находятся в больших городах типа Куско, Арекипы и Пуно. А в других автобусы заезжают в свои собственные небольшие терминалы, порой похожие на обычные гаражи для автобусов, поэтому нужно узнать заранее, где находится конкретный терминал конкретной автобусной компании, чтобы явиться на посадку в правильный “гараж”.
По большей части, терминалы нескольких компаний кучкуются в одном месте. Но иногда бывает, что таких кучек набирается две или три на город. Так что совершенно не лишним будет знать, кто где располагается и как ехать выгоднее. В этом случае надо штурмовать интернет.
Также обнаружилась тенденция, что билет можно не покупать заранее, если нужно уезжать с единого терминал террестре: кто-нибудь да едете в нужное время в нужном направлении. А вот если терминал находится отдельно, то билет лучше приобрести заранее, если, конечно, автобус не отходит каждые полчаса или час.
На нашем сайте в каждом посте об определенном городе мы постарались написать о том, каким автобусом и откуда мы ехали, если это показалось нам полезной и ценной информацией.
Коллективо в Южной Америке
Это изобретение Южной Америки отличается тем, что большие машины катаются по определенному маршруту и собирают столько людей, сколько влезет в салон. Люди даже едут в багажнике (там для этого порой даже сиденья приспособлены), на переднем пассажирском сидении как-то умещается по два человека. А уж на заднем даже лежат. Лично мы один раз ехали в машине, где сидело восемь человек и водитель. А видели еще более заполненные машины.
Плюс коллективо в том, что цена фиксированная и едет оно обычно туда, куда не едут автобусы. Минус – толкотня и неизвестность, где найти это коллективо, если ты не местный. Но все это решаемо, особенно если есть хоть чуточка испанского в голове.
Такси в Перу
Неофициальное такси в Перу – одна из опасностей, о которой предупреждают даже сами таксисты и которая подстерегает не только туристов, но и местных. Официальное такси старается изо всех сил, чтобы вернуть этой профессии хорошую репутацию. А неофициальное продолжает наживаться за счет чужих людей. Поэтому одна рекомендация – не садитесь в такси, на котором ничего не написано и оно вообще кажется подозрительным.
Лучший совет, который дал нам один таксист в Арекипе – смотреть, есть ли антенна у машины и написан ли там номер телефона. Еще вполне безопасны те такси, которыми пользуются другие. Если вы видите, как кто-то выходит из такси вполне довольным, значит, можно садиться.
О цене всегда лучше договариваться заранее и торговаться. Не получится это только на автобусном терминале в Арекипе, где таксомафия процветает во всей красе. Поэтому здесь фиксированная цена – 10 солей. Зато гарантия того, что вы едете официальной машиной. Но если вы хотите сэкономить, не берите такси прямо с территории терминала, куда вас привез автобус. Выйдете на улицу, и там уже ловите проходящие мимо такси. Выбор – сэкономить, но с возможностью попасться на таксомафию или заплатить фикс-прайс, но надежно доехать – за вами.
Если брать такси на автовокзал из города, можно уехать за 7 солей. В других городах (Куско, Пуно) – такси не должно стоить больше 6 солей. В более мелких городах (Наска, Ика, Барранка, Чиклайо) – 4 соля. И все равно сбивайте цену на 1-2 соля, на большее перуанцы не согласны.
В небольших городах роль такси по большей части играют мото-такси, известные путешественникам по Азии как тук-туки. Обычно проезд стоит 1 соль с человека по городу. И 4-5-6 солей, если надо съездить куда-то не далеко, в пределах 10 км.
Автомобиль!
Если вдруг вы решите путешествовать по Перу на собственном (взятом в прокат) автомобиле, то готовьтесь оплачивать дороги. Пункты оплаты стоят у въезда в каждый город. Так что порой приходится останавливаться три-четыре раза, чтобы заплатить за одну и ту же трассу. Для легковых машин сумма начинается с 5 солей. Так что если ехать на долгое расстояние, можно выложить 20-30 солей.
Приятных вам путешествий и знакомства с Перу! Перу – страна удивительная и заслуживающая очень пристального внимания. Мы сами попытались охватить необъятное, и нам не хватило даже двух месяцев, чтобы увидеть все. Мы обязательно когда-нибудь еще вернемся!
Полезно знать
- Что нам понравилось в Перу и что не понравилось
- Путешествие на Мальдивы – пошаговое руководство
- Священная долина инков
- Наше путешествие на Мачу-Пикчу
- Что посмотреть в Лиме – наши советы и рекомендации
- Что посмотреть в Мексике самостоятельно
- Путешествие по США на автомобиле
- Что посмотреть в Нью-Йорке самостоятельно
- Как поехать в тур на Мальдивы недорого
Смотреть комментарии (3)
Меня больше всего удивило в Перу то, что автобусное сообщение организовано на порядок лучше, чем в России. Да и междугородние автобусы по большей части комфортабельные, а не 15-летние развалюхи. Это для меня было большим открытием.
Спасибо! Читаю-впитываю! нам скоро ехать в Арекипу из Куско.
Мы такой маршрут не проезжали! Удачи! :-)