Сандра (Sandra) и Хуберт Кеммлер — голоса, запечатленные в подсознании

x_230231c5Каждое поколение помнит и любит музыкантов, популярных в дни юности. Музыка, как саундтрек жизни, сопровождают все моменты нашей жизни, счастливые, печальные и трагичные. И даже не важно, хотим мы их помнить или же наоборот цепляемся за них, как только зазвучат первые аккорды той самой песни, перед нашими глазами встает картины прошлого. Мы любим эти звуки и голоса. Или ненавидим. Но мы не остаемся равнодушными. Для меня это голоса немецких музыкантов Сандры и Хуберта Кеммлера. 

Я была практически в младенческом возрасте, когда впервые услышала этих певцов. И эти песни стали для меня колыбельными. Сандра пела словно она была моей мамой, а Хуберт заменил голос отца. Вот насколько глубоко в подсознание они проникли. И теперь совершенно не важно, хороши и плохи их песни, я их люблю как часть своего прошлого, как членов семьи.

Но почему именно они? У всех, кто хоть какое-то время успел пожить в советское время, была зеленая пластинка дебютного альбома Сандры под названием The long play. А еще у меня был проигрыватель, свой собственный, и там я слушала сказки и музыкальные спектакли. А вот большой проигрыватель родителей я тоже со временем научилась использовать, и стала осваивать их взрослые пластинки. И среди всех особенно мне приглянулась Сандра. А на бэк-вокале у нее пел Хуберт Кеммлер. Два в одном, два голоса моего детства. Родители не умели петь сами, зато они одарили меня теми, кто хотя бы пытался.

Я думаю, не только для меня Сандра была образом красивой женщины в детстве. И это действительно неплохой пример для подражания: умеренное оголение и достаточное целомудрие, прибавьте к этому природное обаяние и естественную красоту. А еще звонкий голосок, хорошее настроение, статная фигура и даже некоторое количество серьезных песен. Лично я не успела, а вот девочки постарше, говорят, в 80-х делали прически под Сандру и красились как она. А для меня очень долгое время существовал лишь ее голос.

Sandra01

Sandra05

Более того, в этих песнях мне больше нравился второй голос, мужской, помогавший Сандре в припевах. Я понимала это как диалог и приглашение разыграть песню по ролям. Для меня это были мини-спектакли. Однако личность певца была неизвестна, лишь спустя годы я узнала, что принадлежит он Хуберту Кеммлеру, солисту и основателю группы Hubert Kah. Долгое время я считала этот голос одним из самых загадочных по одной простой причине: я не знала, кому он принадлежит и возможно ли услышать его без Сандры. Случилась любопытная вещь: я ставила пластинку Сандры, чтобы послушать Хуберта.

Мне пришлось ждать около двадцати лет, чтобы, наконец, повторно открыть творчество Хуберта Кеммлера. И все это время меня не покидала Сандра, с Хубертом или без него, но ее песни тем или иным способом поселились в моем подсознании.

Творчество Сандры развивалось очень гармонично. Будучи еще молоденькой девушкой, она пела девичьи песни в составе группы Arabesque, затем сольно она рассказывала о чувствах молодой женщины. Ее визуальный образ всегда соответствовал темам песен. Увлекшись идеями защитников природы, она честно спела об этом песню Johnny wanna live. Когда певица родила, соответствующие песни, уже умудренной опытом женщины, появились в ее репертуаре. И ее философские размышления (альбомы The art of love и Back to life) также нашли отражение в ее позднем творчестве. Все в ее карьере было вовремя и соответствовало внутреннему развитию Сандры. Как же ей так повезло?

Человек довольно капризный, Сандра требовала, чтобы к ее творчеству относились аккуратно и трепетно, с наивысшим вниманием. Она может работать только в команде единомышленников, где все ее знают и понимают ее желания. И большую часть творческого пути у нее такая команда была. Состояла она из мужа, волшебника Михаэля Крету, генератора идей гениального Хуберта Кеммлера и трудолюбивого Йенса Гада. А собрала их всех вместе не кто иная, как будущая жена Хуберта, Сюзан. Его неизменная муза и лучшая подруга Сандры оказалась серым кардиналом этой фантастической команды.

Sandra17_Michael

Расцвет творчества Хуберта также связан с работой в этой команде. В это время он окончательно выходит на первый план в группе. И если в песнях новой волны (два первых альбома группы) можно сказать, что трио действительно являлось союзом трех творческих единиц (самого Хуберта, Клауса Хиршбургера и Маркуса Лёра), то с появлением у командного пункта Михаэля Крету Хуберт единолично занял место лидера. Связываний в смирительную рубашку больше не будет, наступили иные времена – Goldene zeiten. А Клаус и Маркус прочно переквалифицировались в соавторов для обоих проектов.

hubert-kah_1758559

Совершенно ясно, что без Хуберта Сандра бы не только потеряла великолепный бэк-вокал, но и узнаваемое звучание и большую часть своих песен-визитных карточек. Без Хуберта она звучала бы как на би-сайде своего дебютного сингла Japan ist weit, как в песне Sekunden. Мне нравится эта песня, но еще больше мне нравится та сладость и яркость, которая появилась в On the tray. На дебютном альбоме певицы есть композиция, записанная без участия Хуберта – Heartbeat. Это тоже пример того, в каком направлении могла бы развиваться карьера Сандры. Это достойная композиция, но я не могла бы слушать альбомы, наполненные Heartbeat, Change your mind или You and I. Это же понимал и продюсер и муж певицы, выпустивший синглами песни с авторством Хуберта.

После того, как несравненный Хуберт ушел в отставку, команда Сандры не отчаялась, в ней появился Франк Петерсон (будущий открыватель нового направления в творчестве Сары Брайтман), и песни потеряли свою яркость, но приобрели медитативность. Сандра стала эдаким персонализированным и женским отделением Enigma. И это при том, что и Клаус Хиршбургер, и Маркус Лёр продолжили писать песни для успешного проекта.

Но и у Хуберта после ухода из креативной команды творчество окончательно утратило прежнюю задорность и приятную беззаботность. Никаких космических посланниц уже не было даже в последней работе с Крету: только предупреждения о войне, смерть близких и опасения за свой рассудок.

И выходит, что именно Хуберт оказался незаменимым катализатором успеха даже для своего собственного проекта. Когда из творческого процесса ушла версия немного сумасшедшего Хуберта (а наш гений страдает легкой формой шизофрении, как гению собственно и положено), и Сандра, и Хуберт ушли в тень. Постепенно.

SANDRA bei einem Fernsehauftritt

Не сказать, что Сандра была совсем уж незаметна для публики после последнего альбома, записанного при участии Хуберта (Into a secret land), но каждый раз, пытаясь реанимировать свою карьеру, она обращалась к помощи Хуберта. Сначала выпустила ремикс на Maria Magdalena в 1993 году, пытаясь поймать новые танцевальные веяния, а затем, после многочисленных провалов, попросила его написать пару песен для ее нового альбома в старом стиле (Stay in touch, 2012). Что Хуберт и сделал, украсив новые композиции не только авторством, но и бэк-вокалом.

И Painting in yellow, и Close to seven, и Fading shades по-своему хороши и самобытны. Сандра взрослела и не могла постоянно петь о невинной любви, ее занимали другие вопросы – сочувствие жертвам атомной бомбардировки (Hiroshima), защита животных, женские судьбы (When the rain doesn’t come), свобода выбора (No taboo). Вместе с Enigma в ее творчестве появилась возможность высказаться, чем она и воспользовалась. Однако это не нашло поддержки у слушателей. Вопросы жестокости к женщинам (Don’t be aggressive) или духовного развития (Your way to India) мало волновали большую часть публики, хотя песни были обрамлены современным саундом. Путешествия во времени (Son of a time machine) тоже не пришлись ко двору. И даже несмотря на то, что альбом Fading shades стоит на танцевальных ритмах (You are so beautiful, Won’t run away и другие), они не спасли карьеру Сандры. Каким-то магическим образом даже неплохой кавер на нетленку Procol Harum не повысили ее позиций в чартах. Сандра записывала качественный материал, но он никого не интересовал. И с ней не было Хуберта, того, кто раньше помогал пробиваться на вершины чарта. Хуберт не был заинтересован в этом даже в отношении собственного творчества в то время.

Положение немного поправила попытка вернуться к саунду 80-х с последним из записанных с тогда еще мужем Михаэлем Крету. И в начале 2000-х о Сандре вспомнили. Михаэль умел преобразовывать голос Сандры так, чтобы он звучал молодо и звонко, но по его собственному признанию то, как звучит Сандра в Wheel of time – это все, что он мог сделать. А звучит она там уже несколько неестественно. И больше он для нее ничего сделать не смог и не захотел делать. Певица отправилась в собственное плавание на свой страх и риск. Ни одна из ее попыток этого не оправдала себя. Большого успеха не было. Но однако Сандра гордится своими взрослыми альбомами, так как она имела возможность петь о том, что ее в самом деле волнует. Что ж, успех обходил ее стороной на этом этапе жизни. Ей приходилось только мириться, пока она, наконец, не набрала номер Хуберта и не попросила его вновь присоединиться к ее команде.

Sandra12

Так что выходит, что наполовину сумасшедший Хуберт ответственен за успех двух больших и нескольких маленьких проектов, хотя вся слава достается продюсеру Михаэлю Крету. Не потому, что тот выпячивает свое эго, отнюдь. Лишь потому, что сам Хуберт остается в тени. Понимая, что болезнь больше не оставляет ему шансов нормально существовать в социуме, в конце 80-х он добровольно отправился на лечение. Он потерял за это время свою семью, горячо и страстно любимую жену Сюзан, которой посвящены отчаянные и проникновенные песни.

Однако в период небольшого просветления Хуберт собрался с силами и записал свой самый неоднозначный альбом, то ли гениальный и непонятый, то ли совсем не к месту изданный, то ли являющийся порождением больного мозга. Большая часть поклонников так и не приняла Hubert Kah в 1996 году, мотивировав это тем, что из музыки исчезло то самое волшебство, за которое они полюбили Хуберта. Волшебство в самом деле исчезло. Волшебство 80-х. Но появилось нечто иное.

Хуберт не в первый раз запрыгнул не в тот вагон по мнению окружающих. Он начал свою карьеру с песен в стиле новой волны (Neue Deutsche Welle, NDW) и был одним из законодателей этого стиля, он удачно изображал сумасшедшего на сцене, страстно влюбленного и развратного жиголо (альбомы Meine Hohepunkte и Ich komme).  Великолепное трио отлично проводило время, развлекаясь и смеша публику. У них сложилась настоящая мужская компания, которая не прочь подурить. У Hubert Kah появились тысячи поклонников, и они до сих пор верны своему кумиру, посещая те редкие концерты, что дает Хуберт, послушно исполняющий для них гимн 82 года Sternenhimmel.

Hubert34

Hubert4

И после двух успешных альбомов их команда нежданного начала сотрудничество с Михаэлем Крету и создала совершенно новое направление в немецкой поп-музыке. Как было сказано выше, с выпуском Goldene zeiten наступил Золотой век. И именно благодаря этому сотрудничество проект Сандры получил новое направление. Да, сам Хуберт не гремел по всему миру (кроме, конечно, Японии, где их с Сандрой слава была сопоставима) и не получил рекордное количество первых мест в хит-парадах всех стран на свете с Maria Magdalena. Однако это он написал эту песню, и он заставил звучать Сандру так, что она на долгие годы представителем Германии за рубежом.

Эти изменения произошли с командой весьма органично. Они набрали новую армию поклонников. И вдруг их оказалось две: те, кто помнил их по сцене новой волны, и те, кому нравились поп-песни. Именно поэтому новое преобразование творчества для самого Хуберта не стало революцией (как для поклонников), для него это просто развитие. Теперь он стал ощущать музыку именно так. Один из тех артистов, кто не следует моде, кто в лучшем случае сам создает новое направление, слушая позывы своей души, Хуберт почувствовал потребность в исповедальной лирической музыке. И разве это не логично, после того, что он пережил? Не самое легкое испытание каждый день ощущать, что твой разум тебе больше не служит и что каждую минуту ты можешь обратиться в кого-то другого и даже не узнать себя, более того, не чувствуя в этом даже потребности.

На мой взгляд, столь разительная перемена логична и обусловлена внутренними переменами артиста. Он действительно предельно откровенен, он выпускает только ту продукцию, в которую верит. А уже наше дело, принять ли перемены или пройти мимо. Я пройти мимо не смогла. Для меня нерв и горечь, открытость и откровенность и одновременно мягкость и добродушие альбома Hubert Kah стали одним из любимых альбомов не только в творчестве этой группы и их гениального лидера, но и вообще среди многих артистов.

Hubert3

Только заглавный сингл C’est la vie претендует на обычность, на стандарт середины 90-х. Да и то, композиция дышит искренностью и свежестью. Это послание любви, несмотря на грусть, окутывает теплыми солнечными лучами и дарит надежду. На бэк-вокале мы слышим Сюзан, талантливую жену Хуберта, которая несмотря на семейный разлад помогала ему в творчестве. Как и он помог ей с выпуском альбома Slavik… Kemmler.

Но если разобраться, такой ли уже революцией был Hubert Kah в творчестве одноименного коллектива? Разве прежде Хуберт не пугал параноидальными признаниями в Victim of brain, разве не называл вещи своими именами в So many people, не вызывал ли дрожь и слезы в Midnight sun, не кричал ли с надрывом, зовя Сюзан в Suzanne и не делал ли устрашающих признаний в Pogo the clown? Все это уже было в его голове, просто не так велика была концентрация отчаяния и красоты в прежних работах.

И что же дальше? Он снова взял перерыв на лечение, его душа не выдерживает такого напряжения. И появившись с новым альбомом в 2005 году, о чем поведал нам душедайвер Хуберт (Seelentaucher переводится с немецкого именно так)? Снова откровенные признания, снова небесная красота, которую улавливает его мозг, опять одиночество творца. Он не может наладить контакт с людьми. Все звенит в нем, музыка говорит с ним, но как передать это? По всей видимости, Хуберт слышит то, что современный уровень технологий не позволяет записать и подарить людям. Так всегда происходило со всеми гениями в любой отрасли искусства и науки.

И не потому ли он постоянно откладывает выпуск альбома, который обещает поклонникам уже пару-тройку лет? Он не может его записать так, как слышит. И это трагедия музыканта. Ни один музыкант не может успокоиться, если он не может передать слышимый материал с максимальной точностью. Ведь все артисты лишь транзисторы. И Бетховен, и Эйнштейн заявляли, что знание (музыка в нашем случае) им приходит, они лишь записывают и пытаются осмыслить. Поэтому наше дело лишь ждать, пока Хуберт сможет сделать запись, которая удовлетворит его. Или не ждать.

Hubert-Estonia2

Он, конечно, может согласиться на просьбу Сандры и написать ей песни в старом стиле. Это ведь раз плюнуть, это для него пройденный этап, он прекрасно знает, как это делается, и он напишет. Во имя старой дружбы. Но только вряд ли это ему интересно на самом деле. И, разумеется, он будет общаться с людьми и улыбаться, а собеседники выйдут из комнаты в полном восторге, думая, что не встречали никого душевнее и уютнее, умнее и веселее. Но разве он поговорил о том, что на самом деле его волнует? Нет, он в тотальном одиночестве, окруженный глубокими морями отчаяния и высокими горами защиты. Все поет в нем. Но он – один. Он застрял в своем подсознании.

Об Авторе

Ariana

Меня зовут Анастасия, и я пишу статьи о путешествии, психологии и истории.

29 комментариев

Перейти полю для комментария

  1. олег

    Все замечательно,но когда пишите про альбомы Сандры 1990 и 1992 года,то преуменьшаете их достижения.Понятно,что Кеммлер это талант и неординарная личность,но все-таки)Альбом 1990 занял 4 место в чартах Германии,альбом 1992 года занял 7 место ,такого предыдущие альбомы не добивались.На мой вкус как раз эти два альбома самые сильные.

    1. Ariana

      Я ни в коем случае не преуменьшаю значения этих альбомов! Я очень люблю их. Очень много песен из Close to seven входит в плейлист моих любимых песен Сандры. Я подметила лишь то, что с уходом Кеммлера из творческой команды все изменилось: что-то безвозвратно исчезло, что-то прибавилось. И это ведь естественно 🙂

      1. олег

        Вам спасибо за творчество,но я немного «позанудствую»,т.к. все-таки в тексте упоминается при перечислении песен,что они не нашли поддержки у слушателей и т.д.Но как это может быть ,если альбомы занимали высочайшие места в чартах?)Не очень логично,здесь единственное можно погадать и решить,что у нее благодаря этим альбомам появились еще поклонники,которые раньше относились с прохладой к ее творчеству.Кстати альбом 2002 года был тоже достаточно успешен для того времени)
        Все-равно спасибо и удачи!)

        1. Ariana

          Именно об этом я и написала. Кто-то из поклонников не принял перемены, а кто-то наоборот обратил внимание, кому-то же нравятся все этапы творчества Сандры. Но несмотря на отдельно высокие места в хит-парадах, в целом заметно, что слава Сандры начала меркнуть с точки зрения массового успеха.
          Лично для меня это не имеет значения: ни место в хит-параде, ни мнение других поклонников. В том смысле, что это не влияет на мое отношение к песням. Однако в статье я посчитала нужным отразить те мнения, с которыми я сталкивалась. Написать не только о личном, но и о том, что говорили мне другие люди.
          Вам спасибо за внимание к статье 🙂

          1. олег

            Я Вас понял) Меня лично альбом 1992 года тогда очень впечатлил и я его до сих пор считаю лучшим.А вот альбом 1995 года в свое время показался слабым,но вот последние 3 года слушаю с большим удовольствием!)

  2. Ariana

    🙂
    Fading shades я полюбила с первого прослушивания (в году 96), и до сих пор люблю 🙂

  3. Евгений

    Уэнал кто такой Кемлер только неделю назад, так впечатлил его голос в infinite kiss ,раньше я думал что бэк вокал у Сандры был Френк Петерсен и сам Крету(видел видео),скачал дискографию hubert kah,пока больше всего впечатлили альбомы 85 и 89 просто великолепные,тексты песен не беру в расчёт,с англ не очень. Чувствую долго буду слушать. Вам спасибо за статью,все-таки мнение об успешности альбомов субъективны, альбомы до 2002 включительно великолепны, ита медитативность в музыке,которая пошла в 90-х нисколько не хуже. В этом месяце к нам приезжает Сандра с Хьюбертом,надеюсь получу заряд счастья.спасибо.

    1. Ariana

      Евгений, спасибо за мнение!

      И все же я удивляюсь в который раз: лично я люблю практически все альбомы Сандры, даже самый непопулярный в среде поклонников Fading shades (я его даже ОЧЕНЬ люблю!). Объективно, большая часть поклонников не поняла эксперименты с медитативностью. Но это же не значит, что они плохие, верно? Я сталкивалась только с таким мнением, что после 88 года Сандра уже не та. Но я не согласна с этим мнением.

      А музыка у Хуберта — волшебная! Это здорово, что есть новые открытия! 🙂

      1. Георгий

        статья очень интересная, было очень приятно, читая строки осознавать, что еще кто то испытывал такие же ощущения «я их люблю как часть своего прошлого, как членов семьи» и тд.
        скажите пожалуйста кто поет с Сандрой в песне Invisible Shelter?
        моя любимая песня (начало песни и сам припев просто завораживают).

        1. Ariana

          Георгий, насколько я знаю, это Энди Харт там поет. Мне эта песня тоже нравится.

  4. Stribor

    Глядя на статистику поиска, я нахожу удивительным то, что поклонников у Хуберта Кеммлера значительно больше, нежели у Сандры!

  5. Evgeni

    Да… Многое узнал интересного.. Спасибо за статью. Слушал Хуберта с 1985 года.. Никто в моем окружении его даже не знают. И в то время, в 80-х., по звучанию было ощущение что он как то причастен с Сандре. Теперь все стало на свои места. Очень мелодичен, талантлив с интересным голосом…

  6. Evgeni

    Кстати в альбоме Tenssong в композиции It’s me, Cathy не Сандра ли подпевает. Вот именно после этой песни ко мне и закрались сомнения..

    1. Ariana

      Евгений, насколько я помню, It’s me Cahy входит в альбом Sound of my heart и поет там не Сандра. На обложке винила указана певица, но я не помню ее имени сейчас. Но это точно не Сандра.
      А Хуберт, да, его имя не на слуху. Хотя у него есть очень верная фанбаза. Лично для меня его песни всегда будут примером искренней поп-музыки.

  7. Валерий Алейник

    Здравствуйте, Настя! Хочу просить разрешения опубликовать Вашу статью в группе любителей музыки 80-х. (http://vk.com/80music) Вы не против?

    1. Ariana

      Валерий, спасибо за внимание к статье. Публикуйте со ссылкой на источник, пожалуйста!

  8. Das Icht

    Первая вменяемая и полноценная статья про Hubert Kah.
    Спасибо вам за это.

    (а что за болезнь у Хуберта? Есть какие то пруфы?)

  9. Ariana

    Спасибо большое за ваше мнение! Мне, правда, кажется, что можно написать и более детальный разбор песен, особенно уделив внимание ранним работам. Это было бы тоже очень хорошо!
    Точной формулировки болезни я не знаю. К сожалению, я не запоминаю термины, мне особенно не знакомые. Сам Хуберт в одном из интервью говорил, что это какая-то из легких форм шизофрении. Он говорил об этом несколько лет назад и рассказывал, что в то время ездил в Швейцарию на лечение.

  10. Evgeni

    Ariana… Не можно написать, а нужно… Ждем!!

  11. эрик

    а как звали милаша бас -гитариста который открывал рот в видеоклипах?

    1. Synthmaniac

      Басиста зовут Peter Ries, он же Steve Hall и Marc Cassandra

  12. Миц

    Спасибо Вам за столь интересную статью!
    Нет, не так…
    БЛАГОДАРЮ Вас за знания и чувства облаченные в такой приятный стиль!

    1. Ariana

      Спасибо большое, очень приятно! 🙂

  13. Synthmaniac

    Ребята, просветите пожалуйста на тему бэк-вокалов, кто же все таки исполнял мужские партии? В клипе Maria Magdalena пел (или только открывал рот?) басист Peter Ries, Hubert Kemmler был на клавишных. В клипе In The Heat Of The Night мужских вокалов уже два, причем основной исполняет Кеммлер и он совсем другой по тембру

    1. Ariana

      Обычно у Сандры два бэк-вокала. Основной — это Хуберт. В видео он с ней нигде не был запечатлен. Группа Сандры — это специально собранная группа. А второй бэк-вокал — это Михаэль Крету. Лучше всего его слышно в Midnight man. А в упомянутых вами песнях — Maria Magdalena и In the heat of the night — на бэк-вокале везде Хуберт Кеммлер.
      А кто открывал рот на видео — разве имеет значение?

  14. Георгий

    Вы хотите сказать что в песне Maria Magdalena, In the heat of the night, да впрочем и во многих других, это не Steve Hall подпевает ей? То есть они просто фанеру Huberta использовали? в клипах…

    1. Ariana

      Не только в клипах, но и на выступлениях. Хуберт работал над песнями Сандры только в студии. И разумеется по маркетинговым причинам, свое лицо и свой голос он «светил» в собственном проекте.

  15. Георгий

    Спасибо…у вас нет случайно сольных песен Энди Харта? или может ссылку дадите на источник?

    1. Ariana

      Нет, сольных песен Энди Харта у меня нет.

Добавить комментарий

<