Содержание
Путешествия по Таиланду на мотобайке
Первый раз я взял в аренду мотобайк в Таиланде на острове Самуи, имея лишь опыт вождения автомобиля в России. Мои права с лишь одной открытой категорией В не вызвали дополнительных вопросов.
Мы ездили на байке 3 дня по острову. У меня был за плечами большой опыт поездок на велосипеде, в том числе по дорогам вместе с машинами в общем потоке, и я думал, что этого вполне достаточно, чтобы уверенно водить скутер – табуретку. Как же я ошибался! Но об этом – позже. В первый же день мы серьезно обгорели на солнце, ведь защитным кремом мы почему-то не обзавелись, а он не помешал бы!
Важно знать:
В Таиланде практически все местные жители с детского возраста водят мотобайки. А туристы-иностранцы, приехав в Таиланд в отпуск, иногда садятся там за руль байка в первый раз, даже не имея права управления соответствующей категории.
Конечно, эта тенденция лишь свидетельствует о том, что некоторые наплевательски относятся к безопасности на дорогах и надеются на авось (а, откуплюсь от полиции, если что).
Я не буду углубляться в морально-этические подробности этой проблемы. Однако, хочу предостеречь вас от такого поведения, ведь если вы адекватно оцениваете свои способности, и не имеете соответствующего опыта, начинайте заранее готовиться к вождению мотобайка в Таиланде не только лишь в теории. И желаю вам быть всегда внимательными и ответственно вести себя на дорогах Таиланда.
Наш опыт аренды мотобайка на Самуи
Привыкать к левостороннему движению в Таиланде долго не пришлось, как-то я быстро перестроился. Машины по дорогам на Самуи ездят неспешно, а основная опасность на дороге исходит от таких же туристов, не имеющих достаточного опыта управления мотобайком или автомобилем. Поэтому бдить нужно во все глаза и не зевать по сторонам!
Поездив по острову, посмотрев множество достопримечательностей, попробовав ночное вождение и даже попав под жуткий тропический ливень, я для себя сделал вывод, что аренда транспортного средства в Таиланде дает новую степень свободы, когда не приходится подстраиваться под графики экскурсий или связываться с более дорогим (по сравнению с арендой машины или мотоцикла) такси-сервисом. С тех пор для самых разных поездок по Таиланду мы выбирали транспорт самостоятельно.
Какой мотобайк выбрать для путешествия?
В Таиланде я был за рулем самых разных мотобайков, как с механической коробкой передач, так и с автоматической. Ездил в самых разных условиях, по разным дорогам. Так что опыт накопился большой. А вместе с опытом пришло и осознание того, что каждое транспортное средство годится для вполне определенных условий, а универсального байка или машины для всех дорог просто не бывает.
Вообще, мотобайк – это не велосипед, кинематика его движения хоть и сходна внешне, однако совершенно другая по сути. На велосипеде вы балансируете с помощью положения ног и руля, а на мотобайке основной балансир – это корпус тела и ручка газа. Причем с газом нужно обращаться как можно более плавно и аккуратно, особенно на небольших скоростях движения.
Байк тяжелее человека, в отличие от легкого велосипеда, а значит байк более устойчив, но при этом более сложен в управлении. Но это не автомобиль, который гораздо менее маневренный, зато максимально устойчивый и безопасный для водителя.
Да и поездка на мотобайке в одиночку и с пассажирами или грузом серьезно различаются по управлению. Причем не идет ни в какое сравнение с автомобилем. И если у вас нет опыта езды на мотобайке на большие расстояния (особенно с пассажиром), то лучше путешествовать на авто (сравните цены на сайте Rentalcars.com).
Да и вообще, мотобайки бывают самые разные, слабенькие и помощнее, с автоматической коробкой передач и с механической (в Таиланде – полуавтоматической). А большие мотоциклы в управлении отличаются от скутеров-табуреток (мотобайков) так же серьезно, как самолет от микроавтобуса.
Если уж вы сели в Таиланде за руль мотобайка, то не считайте себя королем дорог. Тайцы не очень хорошо относятся к иностранцам, которые оскорбляют своим поведением сложившиеся обычаи и традиции, или относятся к местным жителям пренебрежительно.
Знайте, все конфликты с местным населением заканчиваются не в пользу иностранцев, поэтому старайтесь избегать своего участия в них и не провоцировать местных. Уважайте ту страну, в которую вас любезно пустили всего лишь погостить.
Мифы и реальность движения и вождения мото в Таиланде
Существует несколько мифов, связанных с вождением мотобайка в Таиланде, а также по поводу дорожного движения в этой стране. Я дам свои комментарии по этому поводу.
1. “На мотобайке в Таиланде ездят даже дети, поэтому и я точно справлюсь.” Это не совсем верно, а такая бравада оправдана лишь в том случае, если вы точно уверены в том, что не представляете опасности на дороге для других, и имеете соответствующий опыт вождения.
2. “Можно ездить без прав – это так здесь принято, мне рассказывали знакомые.” Тоже в корне не верное утверждение. Да, у вас может не быть соответствующих прав на управление мотоциклом, но хоть какой-то опыт быть должен!. Имейте в виду, что тайская полиция периодически останавливает иностранцев за рулем мотобайков и просит предъявить документы. Если у вас нет открытой категории А, то лучше не попадаться.
3. “Ездить в шлеме, когда кругом такая жара, вовсе не обязательно.” Практика показывает, что при падениях с мотобайков на скорости более 10 км/ч есть серьезная опасность повредить голову. Таиланд лидирует в статистике ДТП с тяжелыми последствиями для здоровья. Поберегите самое важное, что у вас есть – вашу жизнь!
4. “На мотобайке можно объехать весь Таиланд, я читал в интернете, и тоже так могу.” К такому путешествию нужно серьезно готовиться, в том числе и физически. Климат в стране благоприятный для отдыха, но суровый к тем, кто рассекает по дорогам, где надо быть постоянно собранным. Проехать на мотобайке больше 150 км в день – это уже небольшой подвиг. А если ехать на нем каждый день, то серьезная усталость накапливается день ото дня. При этом езда с пассажиром серьезно осложняет поездку тому, кто ведет мотобайк, так и является очень серьезным испытанием для пассажира. И в этом случае особо остро стоит вопрос перевозки вещей.
5. “Для поездок по северной части Таиланда обязательно нужно брать большой мотобайк, так как маленький не тянет на серпантинах.” Обычно такие рекомендации дают те люди, которые сами никогда не ездили на мотобайке по горам. Исходя из своего большого опыта поездок по горным серпантинам севера Таиланда, вполне достаточно 110-кубового байка, особенно если это ваша первая поездка и вы не будете гнать сломя голову! Если байк в хорошем техническом состоянии, то двоих он тоже потянет, но конечно динамика разгона в гору оставляет желать лучшего, тут лучше брать 125-135 кубовый байк. 150 кубиков – уже слишком много, и если у вас нет опыта, то лучше воздержитесь от аренды мощных мотобайков. Вы же не местный житель, некоторые из которых просто летают по серпантинам на спортбайках, зная все повороты на трассе как свои 5 пальцев.
6. “На серпантинах всегда укачивает, поэтому поездка на север Таиланда превращается в кошмар.” Это очень спорное утверждение. Как правило, укачивает в закрытом, не проветриваемом кондиционированном салоне минибаса. А вот в обычном автобусе, в котором открыты все окна, приток свежего воздуха обеспечивает комфортную поездку. На мотобайке не укачивает вообще.
7. “Ездить на машине всегда лучше и удобнее, чем на мотобайке”. Если вы собираетесь отправиться в путешествие по “диким” местам Таиланда, аренда мотобайка предпочтительна с точки зрения его лучшей проходимости и маневренности, по сравнению с автомобилем, на котором удобно можно ездить лишь по качественным дорогам.
Рекомендации самостоятельным путешественникам
Если вы отправляетесь в путешествие на мотобайке, берите с собой минимум вещей и старайтесь распределить их по байку, не везя их на себе. В несколькодневный трип обязательно берите байк с кофром, но не перегружайте кофр и учитывайте измененный центр тяжести в поворотах! А небольшой рюкзак с вещами можно поставить в ноги. Так что выбирая мотобайк в путешествие, учитывайте не только его внешнюю крутость, но и утилитарность. Не запихивайте хрупкие вещи под сидение, их лучше оставить в рюкзаке.
Обязательно берите с собой воду на весь день и немного еды, хотя бы на полдня, они не займут много места. Купить снеки можно в любом магазине, но только днем. А вечером вы можете столкнуться с тем, что все магазинчики в округе закрылись раньше, чем вы задумались об ужине. И если вы не найдете где поесть или будете уставшие, то придется бегать искать в потемках. На севере Таиланда почти все магазины закрываются в 6-7 вечера, до 9 работают лишь забегаловки для местных, а в 10 уже все спят!
Путешествуя по “диким” местам, старайтесь заправляться как можно чаще, чтобы бак был полон. На мотобайке возите с собой небольшой запас бензина в бутылочке, хотя бы литр. Каждому, кто ездил по северу Таиланда, приходилось напрягаться из-за того, что бензин уже подходит к концу, а заправки поблизости нет. И лучше иметь в таком случае небольшой резерв.
Как правило, на горных дорогах расход бензина становится выше, чем при поездкам по равнине. В зависимости от вашего стиля вождения, расход топлива может увеличиться более чем в полтора раза. Чтобы снизить расход, старайтесь плавно разгоняться, это поможет, в том числе, не перегреть двигатель. Но если всё же температура охлаждающей жидкости или масла стала близка к критической, лучше остановитесь на удобной площадке и немного отдохните. Лучше сделать так, чем потом экстренно остановиться где-то на крутой горке.
Спокойная поездка предполагает плавность хода, а агрессивный стиль езды характеризуется частыми перетормаживаниями и может привести к перегреву тормозной системы. На автомобиле торможение в горных условиях рекомендуется выполнять прерывисто, например так: секунда торможение – половина секунды езды с отпущенными тормозами. Так тормоза не закипят, ведь они успевают получить периодическое охлаждение.
На мотобайке при спуске с затяжной крутой горки (например, при спуске из Бан Рак Тай в сторону Мае Хонг Сон или при спуске с горы Дои Анг Кханг) не пользуйтесь тормозами постоянно, дайте возможность им охладиться. Если вы едете с пассажиром и багажом, делайте остановки для того, чтобы охладить тормоза, иначе вы рискуете тем, что они потеряют эффективность и вы можете оказаться в крайне сложной ситуации.
Имеется существенные различия в управлении мотобайком с “механикой” и с “автоматом”. Помимо того, что байк “на механике” меньше весит и лучше тянет в гору, он предназначен для более осмысленного движения по бездорожью, нежели байк “на автомате”.
Например, вождение байка с автоматической коробкой передач не предусматривает торможение двигателем на поворотах. Однако большинство тайцев ездят на байках с полуавтоматической коробкой передач и в поворотах переключаются на пониженную передачу, чтобы получить дополнительное замедление за счет крутящегося на повышенных оборотах двигателя.
Если вы решите отправиться в путешествие по грунтовым дорогам, то мотобайк с автоматической коробкой вам не подойдет, так как частенько вам придется идти с ним рядом на опасных спусках, где можно ехать лишь на пониженной передаче, или затаскивать на очень крутые горки вручную, помогая открытым газом.
Да и вообще, управление байком на ровном асфальтовом покрытии шоссе и на бездорожье различается столь сильно, что об этом нужно не просто знать в теории, но и иметь хоть какое-то практическое представление, которое нужно получить заранее перед тем, как выходить самостоятельно на бездорожье или на грунтовую дорогу.
Какую экипировку использовать каждый решает для себя сам. Обязательным требованием является лишь езда в шлеме. И лучше чтоб это был шлем защищающий не только верхнюю часть головы, но и лицо.
Из минимального рекомендуется надевать перчатки, а также наколенники и налокотники. Но, честно говоря, кроме богатых европейцев на больших мотоциклах, я практически не видел в Таиланде людей, надевающих дополнительную экипировку к шлему и перчаткам. А пассажиры подчас ездят вообще без экипировки, хотя в случае ДТП именно они страдают в большей степени, нежели водитель.
Туристы на мотобайках
На дорогах Таиланда иногда можно встретить небольшие колонны байкеров, совершающих совместные мотопробеги. По моим наблюдениям, они делятся на три типа.
Первый – это американские или европейские туристы предпенсионного возраста. Они заказывают совместный мототур на несколько дней берут в аренду большие мотоциклы с кофрами, индивидуально для каждого (с пассажиром они обычно не ездят), из сопровождает хорошо подготовленный гид и машина сопровождения, перевозящая их большие чемоданы. Едут медленно и неуверенно, ввиду отсутствия достаточного опыта вождения мотоцикла.
Второй тип байкеров – это малайцы или тайцы на большекубатурных американских или японских мотоциклах-турерах или на итальянских спортивных мотоциклах. Обычно ездят вдвоем-впятером. Едут предсказуемо, аккуратно, обычно не нарушают правила дорожного движения.
Ну и третий тип – тематические мотопробеги, которые обычно совершает тайская молодежь. Это могут быть заезды на ретро-байках одной марки или даже модели, или организованная поездка одного из мотоклубов. Колонны могут быть от 3 до 50 человек, состав участников набирается в зависимости от масштабности темы.
Отдельно хочу сказать о колоннах китайцев. Эти не ездят на байках между городами, однако организованные колонны их автомобилей с синими китайскими номерами нередко попадались нам на дорогах в северной части Таиланда, особенно часто их встречали в районе китайского нового года, когда у большинства китайцев – отпуск.
Китайцы с некоторых пор стали массово путешествовать по Азии, заменив собой всё меньше путешествующих японцев, но в десятикратном размере. Порой количество машин в колонне насчитывало несколько сотен. Поверьте, нет ничего хуже, чем ехать за такой колонной, которая движется хоть и организованно, но крайне медленно. А обгонять всех на серпантине не имеет вообще никакого смысла, ввиду их большого количества.
Как и где выполнять обгоны в горных условиях каждый решает для себя сам. Единственное что нужно обязательно учитывать, так это то, что разгон в гору значительно хуже, нежели на прямой. Выходите на обгон только на хорошо просматриваемом участке дороги, и обязательно предупредите водителя обгоняемого транспортного средства о своем намерении звуковым сигналом. Очень медленные транспортные средства обгонять значительно проще (особенно в поворотах), нежели те, которые едут чуть медленнее вас (их лучше всего обгонять на прямом участке дороги).
Двигаясь по извилистым горным дорогам при приближении к поворотам вдоль дороги установлены дорожные указатели – черные стрелки на желтом фоне, показывающие направление поворота. Если перед поворотом установлен указатель с очень большой стрелкой, и/или имеется надпись “sharp curve” (крутой, опасный поворот) то это означает, что вам предстоит проехать очень крутой поворот, поэтому сбавьте скорость более значительно, чем обычно.
Опасайтесь китайцев на дорогах. Они привыкли в Китае к правостороннему движению, и отвыкнуть от него в Таиланде у них получается сложно. Часто мне приходилось наблюдать картину движения китайцев на мотобайках по встречной полосе, а также игнорирование ими правил дорожного движения. В частности, если им приходит в голову свериться с картой, они внезапно останавливаются прямо посреди дороги, не съезжая на обочину.
Советы путешественникам
На дорогах, проходящих через деревни или пастбища иногда встречаются животные, например, коровы. На одном из горных перевалов дороги из Чианг Мая в Пай при подъезде к Паю есть такой участок дороги (определяемый визуально по коровьим лепешкам), где постоянно лежат коровы, и все водители там сильно сбрасывают скорость, боясь встретиться с коровой за поворотом.
Во время сухого сезона в лесах часто случаются низовые пожары, дым от которых заволакивает окрестности. Становится некомфортно дышать. Порой огонь подбирается к самой кромке проезжей части. Старайтесь покинуть такие районы как можно быстрее.
В горных условиях условия езды в темное время суток и в светлое серьезно различаются. Часто в теневой части дороги, закрытой скалой, образуется туман, или дорожное покрытие становится скользким. А с заходом солнца в горах становится очень зябко, а на свет от фары летят сотни насекомых, норовящих угодить в глаза.
Если у вас нет вообще никакого опыта вождения байка, не езжайте сразу по горным дорогам, а лучше подучитесь в более простых условиях. Ведь горы вы должны быть готовы к сложной дороге, разным быстро меняющимся погодным условиям, несоблюдению правил участниками дорожного движения, плохому дорожному покрытию, крутым подъемам и спускам, сложным поворотам, дыму от горения лесов, выбегающим на дорогу животным.
Если вы едете без шлема, то вам может напечь голову, а также вам гарантированы попадания падающих листьев или насекомых прямо в лицо, а они в Таиланде порой весьма крупные! В темное время суток в тонированном забрале вообще ни чего не видно, приходится его открывать и ехать медленно, периодически вытаскивая из глаз мошкару.
В первые дни поездок на мотобайке обязательно наносите крем от солнца на все открытые участки тела. На мотобайке обгореть можно так же быстро, как и в воде.
Если вас укачивает, то перед поездкой по серпантину приобретите в магазине 7-11 таблетки от укачивания (motion sickness pills), либо травяные драже, они всегда есть прямо на кассе, стоят 15-20 бат.
В автомобиле и, если это возможно, на мотобайке, пользуйтесь торможением двигателем на крутых спусках. Это поможет двигаться более плавно, предотвратит укачивание и снизит риск перегрева тормозов.
При езде на мотобайке обязательно возите с собой плащ! Он занимает мало места, но поможет вам меньше намокнуть в случае дождя.
Не гоняйте на байке по серпантину, падать очень больно! Если вам нужна первая медицинская помощь, то не раздумывая езжайте в ближайший госпиталь (больницу), в том числе деревенский госпиталь, если он окажется ближе всего. Вас без всяких дополнительных вопросов примут и окажут экстренную медицинскую помощь, возможно даже совершенно бесплатно. А вот за дальнейшее лечение придется платить.
Не оставляйте документы и деньги в мотобайке. Хотя воровство в Таиланде не сильно распространено, а в нетуристических местах воров просто нет, не искушайте судьбу и носите ценные вещи всегда с собой.
Записывайте трек своей поездки. Интересно будет посмотреть его на карте и повспоминать интересные моменты спустя некоторое время после того, как вы уже вернетесь домой.
Решите перед поездкой, будете ли вы делать фотографии в дороге. Исходя из вашего решения, или уберите сразу фотоаппарат и не снимайте по дороге, за исключением остановок на отдых, или оставьте фотоаппарат в ближайшем доступе, но тогда езжайте медленно, аккуратно и не спешите!
В общем и целом, в деревне ездят на байках все, и дети, и молодые мамы с грудничками, и бабушки-дедушки, и даже катои! Не так уж это и сложно на деле. Но если вы выезжаете на трассу, примите к сведению изложенные выше советы и руководствуйтесь здравым смыслом.
Счастливого пути!
Лучшие маршруты по Северному Таиланду
Вот несколько маршрутов по Северному Таиланду, которые мы сами проехали несколько раз, и рекомендуем всем влюбленным в Таиланд:
- Петля Мае Хонг Сон – лучший маршрут по Северному Таиланду
- Из Чианг Мая в Чианг Рай и по Золотому треугольнику
- Петля Нан – любопытный маршрут по северу Таиланду
Читайте также
- Лучшие достопримечательности Бангкока: http://paikea.ru/dostoprimechatelnosti-bangkoka/
- Пляжи Краби: http://paikea.ru/plyazhi-krabi-thailand/
- Отели в Краби – наш обзор и рекомендации: http://paikea.ru/luchshie-oteli-krabi-na-plyazhe-ao-nang/
- Отели на острове Пхи-Пхи: http://paikea.ru/luchshie-oteli-na-phi-phi/
- Как поехать на Мальдивы недорого: http://paikea.ru/kak-poehat-na-maldivy-nedorogo/
- Какой остров и отель выбрать на Мальдивах: http://paikea.ru/how-to-choose-island-on-maldives/
- Отели Пхукета – какой выбрать: http://paikea.ru/oteli-phuketa/
- Недорогие отели Карон Пхукет: http://paikea.ru/nedorogie-oteli-karon-phuket/
- Отели Патонга – какой выбрать для отдыха: http://paikea.ru/patong-hotels/
- Отели Пхукета с собственным пляжем: http://paikea.ru/oteli-phuketa-s-sobstvennym-plyazhem/
- Лучшие отели Пхукета – наш рейтинг: http://paikea.ru/luchshie-oteli-phuketa/
Смотреть комментарии (9)
4. «На мотобайке можно объехать весь Таиланд, я читал в интернете, и тоже так могу.»
Ха-ха-ха
о, да, можно, но вопрос- сколька это займет времени, и на сколькот "железная" пятая точка?
Не только пятая точка, но и общая выносливость. Например, по трассе №1, хоть и ехать по прямой, но жутко скучно, да и машины рядом пролетают с большой скоростью. Про жару вообще молчу!
Подскажите, если взять в аренду байк на о.Самуи и отправиться на о.Пенган (не уведомив хозяина) Какие могут быть последствия?
Последствия могут быть самые разные. Все будет зависеть от вашей ситуации, условий договора аренды, наличия необходимых документов на управление байком, порядочности хозяина, погодных условий, визовой ситуации, вашего умения ездить на байке и не попадаться полиции за нарушения правил дорожного движения, а также многих других.
Не знаю как поступить. На Самуи есть возможность арендовать байк по российскому паспорту. На Пангане только загран паспорт, который категорически оставлять не хочу. Слышал истории по мошенничества на Пангане. Если у кого были случаи на арендованном байке путешествовать по островам поделитесь инфой.
Могу ли я арендовать байк в Бангкоке и поехать на Пхукет, а потом обратно?
Такая возможность есть. Взяв байк напрокат и подписав договор аренды, вы становитесь полноправным участником дорожного движения, со всеми его особенностями, к которым лучше быть готовым заранее.
Для аренды байка всегда использую просроченный заграничный паспорт, они не шарят совсем, а мне хорошо...
Здравствуйте, Владимир!
Просроченный паспорт - здравая мысль, однако не всегда прокатывает. У нас в городке Пай девочки очень серьезные и всегда изучают паспорта, даже штампики или визы смотрят.
Поэтому я, тоже однажды решив поступить таким же способом и отдать старый паспорт им в контору в обмен на аренду мотобайка, столкнулась с тем, что мне строго сказали: А паспорт-то того, недействительный! А я отвечаю: Дак там действующая американская виза, поэтому я его с собой и вожу, он ценный. Но в ответ девочка только покачала головой. Так что пришлось отдавать текущий паспорт.
Так что везде по разному. Да и не у всех есть старые паспорта, к тому же. Хотя я и согласна, что отдавать ценный документ за байк - это как-то нехорошо.