Лиз Ферри (Lees Ferry) в США – знаменитая паромная переправа через реку Колорадо и Гранд-Каньон в штате Аризона

Лиз Ферри (Lees Ferry)Всем привет! Сегодня расскажу про историческую паромную переправу Лиз Ферри (Lees Ferry) на реке Колорадо, служившую на рубеже XIX и XX веков самым удобным способом добраться из штата Юта в Аризону. Путешественникам того времени нужно было пересечь глубокий каньон, долгое время служивший естественной преградой и препятствующий миграции новых поселенцев по Юго-Западной части США. Долгое время паромная переправа Lees Ferry в Глен-Каньоне была единственным местом на расстоянии 700 миль вокруг, где можно было переплыть реку Колорадо. Сегодня все посетители свободно могут подъехать на автомобиле прямо к реке и полюбоваться самым первым порогом Гранд-Каньона. Это место дает возможность соприкоснуться настоящему времени с великим прошлым, вспомнить об истории покорения Америки.

Лиз Ферри в США

Лиз Ферри в США

Если посмотреть на удивительную реку Колорадо в США, то после плотины Глен-Каньона, ниже по течению находится небольшой поселок, выросший вокруг исторической паромной переправы Лиз Ферри, в том самом месте, где входящий в систему Гранд-Каньона менее крупный Глен-Каньон переходит в Мраморный Каньон и где к ним примыкает еще один каньон реки Пария. Образующая естественный коридор между территориями штатов Юта и Аризона, переправа Лиз Ферри была построена в конце XIX века мормоном Джоном Д. Ли, основавшем здесь первое поселение.

Свое название Лиз Ферри получила в честь одиозного и достаточно волевого человека. И как бы не хотели некоторые борцы за справедливость стереть этот досадный с их точки зрения эпизод из американской истории, тем не менее, именно Джон Ли наладил первую регулярную паромную переправу через Гранд-Каньон и реку Колорадо в этом регионе, внеся существенный вклад в заселение юго-западных территорий США.

Читайте также:

9 секретов Гранд-Каньона

Лиз Ферри, Гранд-Каньон

Lee’s Ferry

Переправа через Гранд-Каньон из Юты в Аризону

Несмотря на то, что сегодня это может показаться несколько удивительным, но Лиз Ферри оставалась единственным способом пересечь реку Колорадо в довольно крупном регионе вплоть до постройки лишь в середине XX веке моста Навахо (Navajo Bridge) через Марбл-Каньон и моста через Глен-Каньон (Glen Canyon Bridge). Благодаря геологическим особенностям рельефа в районе переправы в виде сланцевых отложений, делающих склон каньона, ведущий к реке, довольно пологим, это место долгое время играло важную роль, являясь ключевым транспортным узлом через Гранд-Каньон на 400-километровом участке реки Колорадо.

Самое интересное, что во всех других местах вдоль русла реки, от города Моаб в штате Юта до Лафлина в Неваде так и не нашлось более подходящего места для организации другой паромной или лодочной переправы с одного ее берега на другой. Это объясняется тем, что за миллионы лет река Колорадо углубилось в известняк и песчаник довольно серьезно, образовав практически вертикальные стены каньона (например, Мраморный каньон). Сам каньон реки в некоторых местах больше похож на горное ущелье, не представляющее возможности удобного спуска вниз и пересечения реки из-за отсутствия пологих берегов.

Lees Ferry Map

Где находится Лиз Ферри

Лиз Ферри находится в 61-м километре от города Пейдж по дороге 89 к югу и затем по 89A к западу.в самом начале Мраморного каньона в штате Аризона, чуть ниже по течению от плотины Глен-Каньона.

  • Расстояние от Северного рима Гранд-Каньона до Lees Ferry составляет 125 км по шоссе 89A и затем по хайвею 67. Поворот на Лиз Ферри и вход в парк находится на западе от визитор-центра Навахо-Бридж (Navajo Bridge Interpretive Center). Асфальтовая дорога длиной 8 км проложена вплоть до въезда на территорию исторической паромной переправы.
  • Время в пути на машине от главного входа на Южный рим Гранд-Каньона до Лиз Ферри составляет около 2,5 часов.

Интересный факт: официально Lees Ferry знаменует собой начало Гранд-Каньона (Мраморный каньон считается его неотъемлемой частью) и является восточной границей Национального парка Гранд-Каньон.

Lees Ferry на карте

Джон Дойл Ли – человек, построивший переправу Лиз Ферри

В 1872 году биография 60-летнего мормона Джона Дойла Ли (John Doyle Lee), человека, давшего свое имя паромной переправе через реку Колорадо, тесным образом переплелась с историей покорения Америки и заняла центральное место в странной и трагической цепочке событий, повлиявших не только на жизнь в южной части штата Юта и в северной Аризоне, но и задавшей вектор развития для всего Дикого Запада.

Джон Дойл Ли | Lees Ferry

Джон Дойл Ли (John Doyle Lee)

Кто же такой Джон Ли? Он – обращенный в мормонство фанатик, правая рука основателя мормонской религии пророка Джозефа Смита, приемный сын президента мормонов Бригама Янга, целитель душ, муж 19 женщин и отец 64 детей. Помимо всего прочего он являлся не просто членом коммуны мормонов, а был невероятно харизматичным и целеустремленным человеком, придерживался довольно прогрессивных взглядов и долгое время состоял и принимал самое активное участие в отряде самообороны.

Джон Ли пришел к границе штатов Юта и Аризона с двумя главными целями. Во-первых, по приказу церкви, он должен был наладить регулярное паромное сообщение между двумя берегами реки Колорадо. Это должно было помочь организовать непрерывную связь между уже существующими поселениями мормонов в южной части штата Юта и планируемыми новыми поселениями в штате Аризона. А во-вторых, с помощью церкви он надеялся убежать от своего темного и тревожного прошлого в наполненное новым смыслом будущее.

Сам Джон Ли был позже казнен за участие в серии жестоких нападений у подножия горы Медоуз в южной части штата Юта в 1957 году (“Резня в Маунтин-Медоуз”), совершенных вооруженными мормонами, маскировавшимися под индейцев, на эмигрантов из Арканзаса, на почве конфронтации с правительством США. В результате продолжавшегося долгие годы расследования, на Джона Ли свалили всю вину за эту резню, его отлучили от церкви, и он вынужден был взял на себя всю ответственность, а впоследствии стать единственным обвиняемым, кто должен был ответить за убийство 120 восточных эмигрантов.

Тем не менее, переправа продолжила носить имя Джона Ли и была закрыта лишь в 1928 году, когда старый паром затонул в результате несчастного случая, а спустя полгода элегантный арочный пролет стального моста Навахо полностью взял на себя его функции по обеспечению перемещения с одного берега реки Колорадо, перед самым входом в Мраморный каньон, на другой.

Lees Ferry / Лиз Ферри фото

Краткая история Lees Ferry

Как и у любого сыгравшего в развитии США значимую роль объекта или сооружения, у паромной переправы Лиз Ферри есть своя история. Заметил, что рядовые американцы вообще очень любят историю своей страны и гордятся ей, может быть из-за того, что она не очень объемная и началась относительно недавно. Тем не менее, про Lees Ferry на самом деле есть, что рассказать.

Экспедиция Домингес – Эскаланте

Все началось в конце октября 1776 года, когда монахи-францисканцы Атанасио Домингес (Atanasio Dominguez) и Велес-де-Эскаланте (Velez de Escalante), вынуждены были развернуть свою экспедицию из 10-ти человек, во главе которой они стояли. Целью экспедиции был поиск нового короткого пути из старых миссий в землях штата Нью-Мексико к новым в Калифорнии. Внезапно они столкнулись с быстрым приходом зимы и холодов, в результате чего страдали от холода, голода и истощения, и потому им нужно было как можно скорее вернуться домой, в Нью-Мексико. Для этого им было необходимо как-то пересечь реку Колорадо.

Долго продвигаясь вдоль каньона, им удалось наконец спуститься к руслу реки в районе, который теперь называется Лиз Ферри. Там они отдохнули и затем оправились вдоль русла в поисках брода вверх по течению. Вскоре они нашли безопасное место для перехода реки, которое позже стало известным под названием Брод Отцов (Crossing of the Fathers). На протяжении последующего столетия многие путешественники успешно пользовались им для пересечения русла реки Колорадо. Сегодня, после постройки плотины Глен-Каньона, он находится под водами озера Пауэлл.

Карта реки Колорадо и Лиз Ферри

История постройки Лиз Ферри для экспансии мормонов в Аризону

  • В середине 60-х годов XIX века мормоны, активно проводившие расширение своего присутствия в Штатах, смотрели на берег реки Колорадо, где сегодня находится Лиз Ферри, как на удобное место для перехода с земель Юты в Аризону.
  • В 1860-м году предводитель мормонов и миссионер Джейкоб Хэмблин (Jacob Hamblin) попытался переплыть реку на плоту, однако не смог этого сделать и повернул обратно после того, как попал в сильный водоворот.
  • В 1864 году Джейкоб Хэмблин вернулся с 14-ю мужчинами чтобы снова попытаться пересечь реку, чтобы решить раз и навсегда проблему, исходящую от коренного населения Америки. Они хотели путем переговоров или силой принудить индейцев племени навахо, проживающих в Аризоне, остановить набеги на мормонские поселения, расположенные на землях штата Юта. В этот раз мормоны подошли к делу более осмысленно, снова построили большой плот и наконец сумели пересечь реку Колорадо (вместе с лошадьми и продовольствием), впервые на этом месте.
  • Через несколько лет мормоны, с одобрения их президента Бригама Янга (Brigham Young), отправили небольшой вооруженный отряд в район Лиз Ферри для строительства небольшого каменного дома и загона для лошадей. Это было необходимо сделать, чтобы предупреждать набеги, которые периодически продолжали совершать индейцы. Каменное укрепление, которое они в итоге соорудили на берегу реки Колорадо, получило название Форт Микс (Fort Meeks). Хэмблин также попытался создать по соседству небольшую ферму, расчистив участок земли, прорыв канавы для полива, и начав выращивать пшеницу.
  • В 1870 году прославленный ветеран гражданской войны и авантюрист, майор Джон Уэсли Пауэлл (John Wesley Powell), в сопровождении президента мормонской церкви Бригэма Янга и лидера мормонской общины Джона Ли, участвовал в экспедиции, возглавляемой Хемблином. Исследователи поднялись по каньону реки Пария от Лиз Ферри вверх по течению реки до Пайп Спрингс (Pipe Springs), исторического форта, который в настоящее время является Национальным памятником.
  • В результате экспедиции 1870-го года, во время которой произошла встреча наиболее влиятельных лидеров данного региона того времени, было решено отправить ранее запятнавшего свою репутацию Джона Ли подальше от общества и поручить ему создание регулярной паромной переправы через реку Колорадо. К этому привело активное участие Джона Ли в самом кровавом эпизоде в истории мормонов, произошедший в 1857 году и вошедший в историю под названием “Резня на горных лугах” (Mountain Meadows Massacre), в результате которого были убиты 120 восточных эмигрантов, а он сам стал нежелательным элементов в обществе и его даже официально отлучили от церкви. Таким образом, его затворничество на пароме удерживало его от неотвратимой расправы, в то время как Церковь Святых последних дней закрывала глаза на всю сложившуюся ситуацию.
  • В 1871 и 1872 годах Пауэлл использовал форт Пайп Спрингс в качестве временного лагеря для своих людей во время своей второй экспедиции, целью которой было детальное исследование каньонов реки Колорадо.
  • Многоженец Джон Ли первым делом построил на берегу реки Колорадо деревянные дома для двух своих семей, которые всегда жили вместе с ним, а также возвел новые плотины и улучшил ирригационную систему для ведения сельского хозяйства. Его ранчо, благодаря своей удаленности от заселенных земель, вошло в историю под названием Lonely Dell. Церковь мормонов предоставила Джону Ли древесину и людей, чтобы он смог построить первый настоящий паром через реку Колорадо, который впервые отправился с одного берега на другой 11 января 1873. Конечно же, паром получил имя Джона Ли, ведь по-другому просто и быть не могло.
  • К середине 1873 года, несмотря на то, что удобные подъездные пути к паромной переправе с обеих сторон реки еще не были построены, туда начали прибывать первые повозки колонистов. Им предстояло основать новые мормонские поселения за рекой Колорадо, чтобы начать там новую жизнь и постепенно вытеснить индейцев из Аризоны. Нетрудно догадаться, что напряженность в отношениях между мормонами и индейцами племени навахо с этого момента вышла на совершенно новый, еще более серьезный уровень.
  • Поэтому в 1874 году недалеко от Лиз Ферри была спешно построена небольшая оборонительная крепость (каменный форт), который вскоре был преобразован в торговый пост, а затем стал использоваться сначала в качестве общежития, а затем там размещалась школа и столовая. На сегодняшний день форт Лиз Ферри (Lees Ferry Fort) является одним из немногих исторических зданий, которые до сих пор можно увидеть в первозданном состоянии на территории Lees Ferry.
  • В 1876 году Джон Д. Ли был арестован за свою роль в массовых убийствах – резне 1857 года, причем он стал единственным мормоном понесшим ответственность перед законом. Его казнили в марте 1877 года, расстреляв недалеко от Mountain Meadows. Право собственности на паромную переправу Лиз Ферри и всю инфраструктуру перешла к его жене Эмме, довольно способной женщине, которая успешно управляла паромом  и развивала ранчо в течение нескольких следующих лет.
  • К этому времени Церковь мормонов уже довольно хорошо понимала важность Lees Ferry в качестве связующего звена между поселениями в Аризоне и Юте, и считала, что необходимо получить ее под свое управление. Поэтому в 1879 году церковь выкупила Лиз Ферри у Эммы Ли за $3000, и назначила нового управляющего – Уоррена Маршалла Джонсона, который поселился на берегу реки Колорадо вместе со своим многочисленным семейством.

Путешественники и эмигранты

В последующие 20 лет, до самого начала XX века, паромная переправа Лиз Ферри играла важную роль как единственная удобная переправа через каньоны реки Колорадо. Согласно Исторической энциклопедии штата Юта, многие тысячи эмигрантов, следовавших в Аризону, воспользовались ей и переплыли с одного берега на другой. Кроме того, паромом часто пользовались шахтеры, которые в конце XIX век начали активную деятельность в находящихся рядом с Lees Ferry каньонах, в надежде найти золото в Западной части Штатов.

Стоит отметить, что на протяжении всей 55-летней истории Лиз Ферри, переправляющиеся с одного берега реки Колорадо на другой путешественники очень часто сталкивались с серьезными неприятностями, и на переправе произошло много несчастных случаев.

Современная альтернатива паромной переправе Лиз Ферри

Однако благодаря прогрессу, который, как известно, не стоит на месте, в 1929 году через Мраморный каньон был построен первый стальной арочный мост Навахо, который стал самым высоким на тот момент в мире (его высота составляет 142 м, а длина – 254 м). После окончания его строительства работа находящейся восточнее моста паромной переправы Лиз Ферри потеряла свою актуальность и была остановлена. Впоследствии, в 1995 году, рядом с ним возвели еще один мост, более широкий и прочный.

Мост Навахо, Аризона, США

Два моста Навахо,заменившие паромную переправу Джона Ли

Еще одно место, где можно пересечь реку Колорадо восточнее Лиз Ферри, является мост Глен-Каньона, находящийся рядом с одноименной плотиной, сдерживающей воды озера Пауэлл. А западнее моста Навахо, через много миль после Гранд-Каньона,  расположен еще один довольно известный среди туристов мост (из-за соседства с довольно известной дамбой Гувера).

Территория Лиз Ферри сегодня

Любителям походов и пеших прогулок будет интересно узнать что территория Лиз Ферри входит сегодня в состав Национального парка Гранд-Каньон и является его восточной границей. Она расположена недалеко от города Пейдж в штате Аризона США и является весьма интересным историческим сайтом, привлекающем путешественников со всего мира.

Лиз Ферри cхема трейлов

Схема трейлов Лиз Ферри

Довольно много разнообразных мероприятий предлагается всем посетителям Lees Ferry прямо на открытом воздухе, начиная от прогулки по территории и осмотра всех исторически значимых уголков, а также кемпинга для хайкеров, пришедших сюда пешком по одному из трейлов, либо прогуливающихся вдоль Мраморного каньона, до незабываемой рыбалки на лодке и сплава на рафте по реке Колорадо.

На территории Лиз Ферри имеется станция рейнджера, кемпинг, рампа для спуска лодок и плотов на воду, небольшой док и доступ к реке Колорадо. Всем желающим разрешается плавать на лодке только вверх по течению, в сторону плотины Глен-Каньона, а в Мраморный каньон ниже по течению отправляются исключительно организованные туры на рафтах. Ресторан, магазин, почта, заправка и сервисная станция имеются в небольшом городке Марбл-Каньон, расположенном на хайвее 89A, в 5,5 км южнее Лиз Ферри.

Lees Ferry кемпинги

Схема кемпингов на трейле от Lees Ferry до Glen Canyon Dam

Лодочные экскурсии с Лиз Ферри и туры в Марбл и Гранд каньоны

Сегодня бывшая паромная переправа Ли Ферри, перевозившая в начале прошлого века всех путешествующих из штата Юта в Аризону и ныне не действующая, является ключевым местом в Мраморном каньоне для лодочных туров ниже озера Пауэлл, организации рыбалки и начала сплава по реке Колорадо на рафтах.

Все желающие отправиться в путешествие по реке Колорадо именно здесь спускают свои лодки на воду. Некоторые экскурсионные туры отправляются отсюда вверх по реке до дамбы Глен Каньона, но в основном от Лиз Ферри стартуют многодневные туры вниз по реке, до Гранд Каньона.

Рыбалка возле дамбы Глен-Каньона

Сегодня путешественники также обнаружат большие отличия современного состояния местности, где находится Лиз Ферри, по сравнению с оригинальным. Они связаны с постройкой в 1964 году огромной арочной плотины, перекрывшей Глен-Каньон, в 25 километрах выше по течению реки Колорадо.

Перед плотиной в Глен-Каньоне образовалось искусственное озеро Пауэлл, уровень которого в течение года, в зависимости от сезона, то повышается, то понижается. Особенно это хорошо заметно после затяжных дождей и весеннего снеготаяния.

Дамба Глен-Каньона пропускает постоянно контролируемое количество чистой и холодной воды из озера Пауэлл, температура которой составляет около 8 градусов по Цельсию круглый год. Это связано с тем, что вода сквозь дамбу проходит с самого дна озера, где она не успевает нагреться.

Радужная форель, которую специально выпускают в реку Колорадо после прохождения через плотину, очень любит холодную и чистую воду. Таким образом, участок реки выше Лиз Ферри до плотины Глен-Каньона является одним из лучших мест для спортивной рыбной ловли на юго-западе США. Сюда приезжают рыболовы со всего мира и начинают свое плавание по реке Колорадо именно от Лиз Ферри.

Дамба Глен-Каньона в США

Дамба Глен Каньона

Сплав по реке Колорадо на рафте

Любителям интересных приключений стоит узнать о самом запоминающемся способе добраться до Гранд-Каньона. Все, что нужно сделать – это проплыть по нему на рафте во время многодневного организованного сплава по реке Колорадо. Для этого нужно поучаствовать в одном из туров, которые в течение летних месяцев ежедневно стартуют от исторической паромной переправы Лиз Ферри (Lee’s Ferry).

Возможно, Лиз Ферри сегодня гораздо лучше известна не как бывшее место для переправы из Юты в Аризону, а исключительно в качестве места спуска на воду плотов для рафтинга и начала незабываемого многодневного сплава по реке Колорадо, протекающей через Гранд-Каньон. Для того, чтобы поучаствовать в этом интересном приключении, необходимо получить специальное разрешение (их количество строго лимитировано) в администрации парка Гранд-Каньон, по крайней мере за год до планируемого мероприятия.

Количество мест в речных турах на рафтах тоже довольно небольшое. Поэтому бронировать и оплачивать их следует заранее, чтобы оказаться в числе тех счастливчиков, кому выпадет возможность испытать такое счастье. Сделать это можно на с помощью одной из туристических компаний, например Arizona River Runners, организующей сплавы по Гранд-Каньону с 1970 года.

Как добраться в Гранд-Каньон на рафте от Лиз Ферри

Все подробности можно узнать напрямую в парке Национальном Гранд-Каньон, написав письмо по адресу: Grand Canyon National Park, Grand Canyon, AZ 86023-0129. Также можно посмотреть всю интересующую вас информацию на официальном сайте Национального парка Гранд-Каньон: https://www.nps.gov/grca/

Полезно знать: наиболее популярной частью реки, по которой стоит обязательно проплыть, чтобы затем чувствовать себя настоящим покорителем Гранд-Каньона, находится между Lee’s Ferry and Diamond Creek. Продолжительность тура составляет от 3 до 18 дней, во время которых путешественники преодолевают расстояние от 140 до 480 километров по реке Колорадо.

Часть сплавов на рафте по Гранд-Каньону завершается в районе Северного рима, который не может похвастать большой популярностью среди туристов (в основном из-за того, что к нему очень долго ехать). Поэтому довольно сложно найти трансфер с этой территории. Шаттл-сервис и индивидуальные трансферы с Северного рима на Южный рим или в город Флагстафф предлагает несколько компаний. Причем цены весьма высоки – от $150 за человека.

Лиз Ферри, тур в Гранд-Каньон

Геологические образования

Когда мы путешествовали по США и остановились посмотреть Мраморный каньон, то увидели интересные балансирующие скалы, или худусы, которые находятся прямо на пути к Lees Ferry. На фотографии видно одну такую скалу вблизи.

Lees Ferry - Геологические образования

Формирование этого геологического чуда природы происходит под воздействием различного рода эрозии – выветривания, размывания дождем и разрушения во время образования льда в трещинах. Из-за неравномерного минерального состава плато Колорадо более мягкая горная порода, расположенная чуть ниже, размылась и выветрилась быстрее, чем находящаяся выше нее скала.

Образовавшийся на пьедестале огромный валун накрыт естественным образом более прочной “крышкой”, которая частично защищает мягкую породу от воздействия воды, ветра и песка. Тем не менее, пьедестал утончается быстрее, чем верхняя часть, и в конце концов это приведет к тому, что скала упадет на бок. Этот процесс будет продолжаться еще довольно долгое время и до тех пор, пока холм не будет полностью размыт и выветрен, появится много очень интересных скальных образований.

Читайте также

 

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.